На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
АНТРОПОЛОГИЯ Untitled Document

СИМВОЛИКА ПОЛА В ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Проблема символического осмысления феноменов действительности берет начало в христианской экзегетике, в виде учения об аллегорическом толковании Священного Писания. Климент Александрийский разделяет буквальный и аллегорический смыслы Библии, рассматривая их как первоначальную веру и высшее знание. «В Писании, которое есть истинное Слово, не должно останавливаться на оболочке буквы, а отыскивать скрывающийся под нею духовный, или разумный смысл, потому, что буквальный смысл только ключ к таинственному, духовному смыслу, к глубоким тайнам созерцания» [Цит. по: 1, с.54]. Развитие искусства толкования Библии привело к возможности символического осмысления Священного Писания: обнаружению множества смыслов, иерархии уровней прочтения (буквальный, аллегорический, моральный, анагогический). Средневековая культура, в контексте которой и существовала подобная практика толкования, переносит данный опыт на мир как таковой, который также как и текст имеет иерархическую структуру и символически истолковывается в христианском ключе. Богословие символа имеет различные аспекты в зависимости от контекста, в который символ погружен. «В гносеологическом аспекте понятие символа приближено к знаку, а в художественно-творческой области – иконографии, гимнотворчестве, поэтике вырабатывается особый символический язык образов» [5, с.335]. В христианском аспекте Символ – прежде всего вероопределение (Символ веры), запечатленный в знаковой форме образ сверхприродной реальности. Богословское учение выстраивает своеобразную символическую иерархию, на вершине которой находятся наиреальнейшие символы. Средневековое понимание реализма (берущее начало в учении об идеях Платона), позволяет говорить об особом восприятии действительности, пронизанной символами Божественного мира. Через символ происходит познание Бога. Святитель Григорий Палама выстраивает богословие символа, подчеркивая, что между Богом и миром существует необходимая для богопознания среда, называемая символической, и существующая в Самом Боге. Символ является местом встречи человека и Бога «Так, увидел Бога всякий, кто воззрел на Него не через иноприродное, но через природный символ» [4, с.299]. Символическое в Боге – это то, посредством чего Творец открывает себя своему творению, это обращенность к другому и одновременно таинственная сокрытость Своего бытия. «Божественные предметы … познаются лишь через приобщение к ним, сами же по себе, в своем основании и начале, они совершенно никому не известны, ни даже высшим среди надмирных умов, а значит они не доступны и всей мере нашего разумения. … Кто скажет, будто преводруженное в сокровенном Божество познается, когда познан Его природный символ» [4, с.285]. Мир, в природных символах отражает надприродную реальность, являясь «единоприродным символом Бога» [5, с.345]. Человек, в данном контексте выступает символом, соединяющим собой земной и небесный мир, являясь творением и указуя на своего Творца. Богословие символа является своеобразным языком, с помощью которого мы можем приоткрыть и тайну пола.

Раннехристианские учителя Церкви подчеркивали и сходились в понимании того, что и мужчина и женщина имеют в себе образ Божий, через который проясняется суть самого человека в его целостности, возводящей к Первообразу. Образ является данностью в каждом человеке, и он же (образ) является тайной. Нет четкого определения того, что такое образ Бога в человеке (в самом общем понимании это силы, свойственные душе: ум, воля и чувство). Образ Божий, по мысли о. Иоанна Мейендорфа, есть «свойственная человеку способность выходить за свои пределы и участвовать в Боге», что превращает человека в загадочное существо, «открытое Высшему» и «призванное превзойти себя в причастности Богу» [Цит. по 3, с.46]. Образ в человеке присутствует изначально, подобием (знаком) Творца он призван стать на протяжении всей своей жизни, путем следования божественным заповедям, смирения и подражания Христу. Именно подобие Богу является заданностью, которую может реализовать в себе каждый человек, по своей свободной воле имеющий возможность приблизиться к подобию и реализовать замысел о себе Творца. Текст, репрезентируемый таким образом в человеке (и мужчине, и женщине) – это текст, отсылающий к божественному миру, транслирующий через себя замысел Бога, либо демонстрирующий отклонение от него. Примером такого подобия является жизнь святых, ставших преподобными. Святые – символизируют (соединяют) собой (и в себе) Образ и Подобие, являются Символами Идеального Человечества, Символами преображенного пола.

И мужчина, и женщина призваны уподобиться Христу – Богочеловеку, в котором нет ни мужского пола, ни женского. Христос становится символом объединенного в Нем и Им человечества, а символ креста, отсылающего к Крестной смерти и Воскресению, приобретает предельно широкий смысл, в контексте данных рассуждений означающий воссоединение Слова и пола (воплощение слова и преображение, одухотворение плоти). Христос во многих богословских текстах именуется как Новый Адам, освободивший старого Адама от греха. Для христианина данное сравнение означает изменение собственной жизни по пути уподоблению Христу. Но пути к достижению данной цели различны. Одни призывают к прямому пути – монашества, когда духовное соединение с Христом инокинь (невест Христовых) и уподобление Христу иноков (братьев во Христе) является освобождением от принадлежности и функции своего пола. Стяжание Духа, а не плоти становится тем узким путем, который выбирают призванные в служение Богу. Этот путь прямой, но наиболее сложный, он не для всех, но для немногих. Другой путь подобия – путь брака, который был благословлен самим Богом. Двое любящих людей открывают себя навстречу друг другу, принимают тяготы друг друга (недаром в таинстве брака брачные венцы символизируют и приравниваются мученическим), уподобляются малой церкви, во главе которой – Христос. Семья является символом союза Христа и Церкви. Таинство брака в христианстве имеет символическое значение (союз жениха и невесты символизирует соединение Христа и Церкви (невесты Агнца)). Объясняя символическое значение брака, митрополит Антоний сравнивает символ с определением. Определение «старается, как бы положить пределы тому, о чем оно говорит… Символ, наоборот, всегда указывает вне себя» [2, с. 13]. Отражение неба в воде (когда через земное указывается на небесное) является подобием символического отношения. Символ «показывает нечто, что можно уловить чувствами, для того, чтобы указать на то, что можно познать только в самых глубинах человека и самым глубоким восприятием» [Там же]. Брак по определению говорит о союзе мужчины и женщины. Брак в символическом значении раскрывает узкие рамки горизонтали «Я–Ты», привносит вертикальную направленность, указующую на Бога, расширяется до бесконечности. Подлинно христианский брак, как тайна Царства Божия, должен ввести человека в вечную радость и вечную любовь. Таков взгляд на смысл и символическое значение брака (таинства любви) в христианстве.

Если мужчина в браке символически уподобляется Христу, то женщина – Церкви, символом которой является Богородица. Разобщенность полов восстанавливается приобщением и уподоблением Тем, Кто преобразил пол, указав на духовную высоту человека. Христос и Богородица зачастую рассматриваются как образцы для подражания соответственно мужчине и женщине, как образы «мужественности» и «женственности». Но надо быть осторожным в такого рода символическом понимании. Ни мужская природа Христа, ни женская природа Богородицы не отменяются, но преображаются. Христос – родился как мужчина, Он – Сын, Жених (но Сын Бога, Жених Церкви), но подчеркивается не мужская Его природа, а человеческая, Христос – Богочеловек, символ преображения человечества. Мария – Дева, Мать, Невеста и Супруга одновременно, являя собой все возможные образы женского существования, но «женское» – то, что принадлежит сфере пола, – в ней изменяется (Мария – Приснодева, Богоматерь, Невеста Неневестная, Супруга Христова) и возводится до уровня всечеловеческого. Богородица в патристической богословской традиции является символом соединения человечества с Богом. Максим Исповедник подчеркивал, что благодаря Деве Марии преодолено разделение человеческой природы на мужскую и женскую. Все мы принадлежим к «Ее роду» (согласно словам, переданным Ею святому Серафиму Саровскому). Богородица в догмате восточно-христианского учения является символом, олицетворением Церкви Христовой, чье предназначение нести миру Слово Божие, Христианскую веру. «Мария есть лик Церкви» и «лицо нового человечества». Богоматерь именуется Новой Евой, чье назначение – принять слово Божие, и тем самым искупить вину Первой Евы в непослушании. В православном видении Дева Мария является ««знаком» – в человеческой личности, всецело освященной Духом, – пришествия Царства, «знаком» творения, которое целиком прославлено в надежде» [3, с.194-195].

Таким образом, символическое осмысление проблемы пола в контексте христианской антропологии нашло отражение в следующих аспектах:

- понимание предназначения мужского и женского начал, связано с символом человека, имеющего в себе образ и подобие Божие, и соединяющего, тем самым, два мира – божественный и человеческий. Каждый человек, невзирая на различия в полах, призван к уподоблению Богу в символическом соединении;
- союз мужчины и женщины имеет символическое толкование, связывающее природную и сверхприродную реальность. В браке происходит не только соединение любящих, взаимодополнение двух начал, но и указание на союз Христа и Церкви, как на путь спасения Малой Церкви, все члены которой призваны к взаимному служению и жертве друг за друга.
- символика Христа и Богородицы (Церкви) указует на преобразование половой разрозненности, преображение пола в надполовую, надприродную, высшую направленность, являющуюся призывом человека и человечества к спасению.
 

Литература

  1. Антипов Г.А. и др. Текст как явление культуры. – Новосибирск; Наука. Сиб. отд. 1989. – 197 с.

  2. Антоний, митрополит Сурожский. Таинство Любви. Беседа о христианском браке. – Мн., 1997. – 36 с.

  3. Бер-Сижель Э. Служение женщины в церкви. Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея. – М., 2002. – 215 с.

  4. Св. Григорий Палама Триады в защиту священнобезмолвствующих.

  5. Пилипенко Е. Святоотеческое богословие символа // Альфа и Омега, № 1(27). – М., 2001. – С. 328-349.

Жолнеркевич Наталья

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым