На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу

Свято-Никольский женский монастырь. г. Могилёв


Теология / История Церкви / Православие на Беларуси

Православие в Могилеве

Свящ. Алексий Хотеев

Относительно названия Могилева существует несколько предположений. Одни связаны с т.н. «Могилой Льва», одним из Могилевских курганов. Предполагают, что основателем города был галицкий князь (самый известный из них - Лев Данилович Галицкий (†1301г.). Другие гипотезы связаны с распространенными названиями Могилевщины Могила, Могильна, Могиляны. (Есть город Могилев на Днестре). Возможно, это эхо древних языческих могильников.

До Х1Ув. нет никаких письменных свидетельств о существовании г. Могилева, хотя археологические раскопки открыли тут следы поселений к. Хв. Существовала здесь и древняя крепость. В XV в. Могилев входил в состав Мстиславльского княжества, которое было присоединено Витовтом к ВКЛ. С того времени в Могилев назначался особый чиновник великокняжеской администарции - староста. В 151 Ог. Александр Ягеллон отдал город в пожизненное владение своей супруге Елене (дочери знаменитого Моск. князя Ивана III). После ее кончины городом по-прежнему заведовали старосты, среди которых встречаем представителей именитых родов: Александра Ходкевича, Льва Сапегу. Злоупотребления княжеской администрации мешали торговому росту города в ХУ1в. Жители просили права на самостоятельное управление. В 1561г. Сигизмунд-Август предоставил жителям Могилева свободу пользоваться некоторыми льготами, а король Стефан Баторий в 1578г. дал городу Магдебургское право. Теперь здесь правил выборный войт и члены городского совета (магистрата). Была построена Ратуша. Могилевское же староство по-прежнему находилось в ведении старосты. Эта государственная должность могла даваться в аренду, как это было в случае со Слуцкими князьями Семеоном и Александром Олельковичами, которым король Сигизмунд отдал эту должность под денежный залог, пущенный им на военные издержки.

В церковном отношении город Могилев первоначально подлежал власти Полоцкого епископа. В 1595г. состоялось подписание Брестской церковной унии. Полоцкий униатский епископ Герман Загорский по своем приезде в Могилев в 1599г. услышал от горожан слова отвержения его пастырской власти. В 1619г. жители Могилева отказались впустить к себе печально известного ревнителя унии Иосафата Кунцевича. Тогда все православные храмы в городе было велено закрыть. Но богослужения стали совершаться за городом, в палатках. Горожане постоянно жаловались на обиды королю, и уже после смерти Кунцевича Сигизмунд разрешил открыть храмы. При этом было решено какие церкви отдаются униатам, а какие возвращаются православным. Из 8-ми храмов четыре (Успения, Воскресения, Вознесения и Св. Троицы) вернули православным, остальные отдали униатам.

В 1632г. при короле Владиславе IV, к радости православных, в Могилеве была учреждена независимая от Полоцкого униатского епископа православная епископия, скоро ставшая единственной во всей Западной Руси. Первым епископом стал Иосиф Бобрикович из архимандритов Свято-Духова Виленского монастыря (умер в 1635г.). Первоначальный титул звучал так: «Епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский». После скорой кончины еп. Иосифа на Могилевскую кафедру был поставлен Сильвестр Косов, ректор Киевской духовной академии, что положило начало доброй традиции.

Одним из самых известных Могилевских монастырей стал Богоявленский (Братский). Превоначально на его месте была церковь Богоявления Господня и церковная школа, учрежденная согласно привился Стефана Батория 1578г. В 1595г. в Могилеве было образовано Богоявленское братство, возглавившее религиозную жизнь города. В 1602г. король Сигизмунд подтвердил устав Могилевского братства и его право на содержание школы и церковного причта. В 1620 г. началось строительство нового каменного храма на земле, пожертвованной князем Иваном Огинским. В том же году строительство церкви и школы при ней получило благословение патриарха Иерусалимского Феофана. В 1633г. король Владислав IV подтвердил право существования Богоявленского монастыря и школы при нем, а также разрешил основать здесь типографию. Она просуществовала до 1736г. и издавала в основном православные богослужебные книги. Ко времени основания Богоявленского мужского монастыря относится и постройка рядом с ним женской обители (упразднена в 1796г.).

Могилевский Свято-Никольский женский монастырь пребывает до нашего времени. Известно, что первоначально монастырь находился при обычной приходской церкви Свт. Николая. В 1636г. король Владислав IV дал обители подтвердительный привилей. В 1667г. была заложена каменная церковь на окраине города.

Могилевский Преображенский или Спасский монастырь с 1632г. грамотой Владислава IV был назначен для пребывания в нем православного епископа. Основание на этом месте Спасской соборной церкви относится к тем временам, когда Могилев еще находился под властью Полоцких архиереев.

После присяги Богдана Хмельницкого Алексею Михайловичу началась война за Малороссию между Московским государством и Речью Посполитой. В 1654-1661 гг. Могилев был занят московскими воеводами. Царь Алексей Михайлович подтвердил все права и вольности горожан. Однако могилевчане терпели много насилия и грабежа от казаков. Между горожанами, русскими воеводами и казаками Золоторенко постоянно возникали конфликты. Между тем, поляки оправились, и характер войны изменился в их пользу. 1 февраля 1611г. члены магистрата во главе с бургомистром Леоновичем подготовили неожиданное нападение на русских солдат, и в городе началась отчаянная резня. В Варшаве все организаторы этого восстания получили в благодарность дворянские титулы. Между жителями Могилева, равно как и других западнорусских городов, существовало деление на сторонников Польши и Москвы, первые - это городская верхушка, католики и униаты, вторые - православные «низы». Такая же проблема существовала и в церковном отношении. Высшее духовенство Киевской митрополии не стремилось под руку Москвы и Московского патриарха, а низшее духовенство и братства - стремились к своим единоверным братьям и защитникам. Еп. Феодосии Василевич (из Слуцких архимандритов) в 1669-1678 гг. был сторонником независимости от Московского патриарха. Его самого польские власти не раз склоняли к принятию унии. Феодосии Василевич известен также своим проектом условий унии с Римской церковью, который хотя и не имел последствий, но характеризует колебания высшего православного

Свт. Георгий Конисский (еп. 1755-1795)

духовенства, которое могло сохранить свои привилегии в Польше только согласием на унии, и, желая быть верным Православию, все же боялось церковного влияния с Московской стороны. Эти колебания послужили причиной 20-летнего сиротства Могилевской кафедры. В этот период иезуиты покушались отобрать Спасский монастырь и уничтожить православную епископию в Могилеве, а король Ян Собесский принуждал могилевчан к унии. В 1697 г. Могилевским еп. стал Серапион (или Серафим) Полховский. Он как и многие его преемники во всей мере испытал на себе тяжесть гонения на Православие. Могилев именовали не иначе как «гнездом схизмы».

Свт. Георгий Конисский (еп. 1755-1795) явился выдающимся православным архипастырем. По его собственным словам 17 лет своего епископства он боролся с волками, а затем 22 года мирно жил с овцами (в 1772г. Могилев отошел к России). Стараниями свт. Георгия в Могилеве была открыта духовная семинария и возрождена типография. После первого раздела Речи Посполитой, когда значительная часть православной белорусской паствы оставалась «за границей» свт. Георгий ходатайствовал об открытии православной епархии в Слуцке, а затем Минске (1793).Одним из замечательных трудов преосвященного был исторический свод прав и привилегий Православной Церкви в Речи Посполитой, начиная с времен самостоятельных князей литовских.

<< назад | содержание | вперёд >>

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову