На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


Untitled Document ПУБЛИЦИСТИКА

Митрополит Минский
и Слуцкий Филарет

«ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЦЕРКОВНЫХ СМИ -
ПРОПОВЕДЬ ХРИСТОВОЙ ИСТИНЫ
И НАУЧЕНИЕ ЕЙ»

В преддверии Второго фестиваля православных СМИ «Вера и слово» митрополит Минский и Слуцкий Филарет ответил на вопросы Церковного Вестника об информативной политики Белорусского Экзархата и особенностях церковной проповеди в СМИ.

- Ваше Высокопреосвященство, как архипастырю и Патриаршему Экзарху Беларуси Вам, безусловно, приходится обращать внимание на деятельность средств массовой информации. Как бы Вы сформулировали задачи, стоящие сегодня перед церковными СМИ?

-Главная задача церковных средств массовой информации совпадает с задачей самой Церкви - это христианская миссия в обществе, проповедь Христовой истины и научение ей. Разумеется, это непростая задача — передавать современным людям духовное богатство, которое содержится в многовековом церковном предании. Но СМИ призваны вся чески содействовать усвоению этого наследия. В частности, они должны знакомить свою аудиторию с повседневной жизнью Церкви во всем ее многообразии, стараться отвечать на вопросы, которые волнуют православных христиан.

Церковные СМИ не могут замыкаться в рамках внутрицсрковной жизни. Сегодня вполне естественно, что Церковь выходит в светский мир и напрямую обращается к обществу в целом, то есть выполняет свою духовно-просветительскую миссию как в отношении людей воцерковленных, так и тех, кто пока еще на пути к Церкви Христовой.

Белорусская Православная Церковь имеет около двадцати изданий. Можно назвать такие газеты, как «Церковное слово», «Воскресение», «Преображение», журнал «Ступени», издаваемый студентами Минских духовных школ и обращенный к молодежной аудитории, монастырский журнал-альманах «Встреча». Практически каждая из 11 епархий Белорусской Церкви издает свои епархиальные ведомости, а также газеты разных уровней — епархиальные, благочиннические, приходские.

Что касается интернета, то помимо официального портала Экзархата (www.church.by) есть и несколько епархиальных сайтов, а также сайты приходские; кроме того, конечно, сайты тематические, учебных заведений и прочее. В последнее время православный интернет в Беларуси активно развивается (см. Православный Бай-нет. Каталог ресурсов: www.catalog.inst.by). В декабре этого года в Минском епархиальном управлении мы собираем администраторов всех 20 белорусских церковных сайтов, чтобы обсудить проблемы и задачи, которые сегодня волнуют активных пользователей интернета.

- Светские СМИ сегодня активно освещают религиозную тематику и, в частности, жизнь Православной Церкви. Как Вы оцениваете это направление их деятельности? Что можно в данном случае выделить в качестве положительных и отрицательных примеров?

-В настоящее время в Белоруссии сложились хорошие отношения между Церковью и светскими СМИ, как электронными, так и печатными. Они практически ежедневно рассказывают о жизни нашей Церкви, что положительно сказывается на духовной и социальной стабильности белорусского общества. У нас нет ни конфликтов, ни оскорбительных выпадов в адрес Церкви со стороны светских журналистов.

Многие светские издания имеют целые ежемесячные полосы (например, «Народная газета», «Вечерний Минск»), практически все имеют тематические рубрики, которые посвящены церковной жизни. Совместно с Белорусским радио на всех трех каналах мы готовим ряд программ: «Воскресное слово», «Свет души», «Духовное наследие» и др. Также выходят совместные программы на трех каналах Белорусского телевидения: на телеканале «Лад» — еженедельная 30-минутная программа «Благовест» и 10-минутная «Мир вашему дому», на Первом национальном телеканале — программа «Исность», которой исполнилось уже десять лет. На канале ОНТ каждое воскресенье — 10-минутная беседа священника, посвященная духовно-нравственной жизни современного христианина.

Нельзя не сказать о ежемесячных встречах со светскими журналистами, где обсуждаются вопрсы сотрудничества. Недавно у нас прошел семинар «Освещение церковной жизни на белорусских телеканалах: этический и богословский аспекты», в работе которого приняли участие руководители российских православных телеканалов «Благовест» и «Спас», а также ведущие церковных программ из России и Украины. Кроме того, совместно Церковью и Министерством информации проводятся ежегодные творческие конкурсы.

Если говорить об отрицательных примерах освещения церковной жизни, то и они имеют место, но это относится к весьма узкому кругу светских СМИ.

- Не секрет, что существует довольно острая проблема с кадрами церковных журналистов. Каковы, на Ваш взгляд, пути решения этой проблемы?

-У нас регулярно проводятся семинары, встречи, круглые столы для тех, кто сегодня несет церковное послушание в области распространения информирования о жизни и деятельности Церкви. Для решения этой проблемы нужно не только готовить свои кадры в богословских учебных заведениях, но и привлекать профессионально образованных журналистов к работе в церковных СМИ.

- Ваше Высокопреосвященство, для большинства пользователей интернет — это, прежде всего, способ получения новостей в режиме реального времени. Постоянное присутствие верующего человека в пространстве электронных СМИ, громадный поток новостей, распространяемых ежедневно, — не угроза ли это личной жизни, в том числе и духовной?

-Конечно, большинство пользователей интернета заинтересованы в быстром распространении информации и быстром получении новостей. Тот поток новостей, который распространяют СМИ, сегодня трудно даже себе представить. Является ли это угрозой для духовной жизни? Я бы сказал, и да, и нет. Все зависит от нас самих, от того, как мы к этому относимся. Мы должны уметь защитить свой внутренний мир, оградить его от ненужной и душевредной информации. Но это не значит, что нужно полностью отвергать средства передачи информации как таковые.

- Нужны ли Церкви документы, регламентирующие ее информационную и, шире, коммуникационную деятельность?

-Пока их нет. Может быть, и возникнет необходимость в от дельной информационной концепции. Но в данный момент, как представляется, достаточно того, что разделы, касающиеся СМИ, входят в некоторые общецерковные документы, прежде всего в «Основы социальной концепции». В каждой епархии правящий архиерей может издавать какие-то специальные постановления относительно информационной деятельности, если ситуация этого требует. Скажу о себе. Поначалу я воспринял интернет настороженно, но теперь я вижу, что он приносит и большую пользу. Например, не успела открыться наша общецерковная богословская конференция — а у заинтересованных людей уже есть о ней информация. Состоялось заседание Священного Синода — и к вечеру уже всем доступна информация о принятых решениях. Так что дай Бог, чтобы СМИ, и интернет в том числе, служили хорошему делу.

- В сентябре 2006 года Епар¬хиальный совет Минской епархии рассмотрел деятельность некоторых белорусских священников в интернете, и одному из них было рекомендовано «оставить деятельность в интернете и сосредоточить свои силы непосредственно на пастырстве». Насколько нам известно, это первый случай, управления рассматривает подобные вопросы. С чем это связано?

-Действительно, 15 сентября сего года Минский епархиальный совет рассматривал публицистическую деятельность клирика епархии священника Александра Шрамко. Речь шла не только о его статьях и комментариях в интернете, но и об изданной им книге «Дневник священника. Нестандартные ответы на трудные вопросы» (М., 2006). Почему возникла необходимость специально рассматривать деятельность этого священника? Прежде всего потому, что в своей публицистике он позволил себе резко критиковать церковную иерархию, принимаемые нашей Церковью документы и решения, нередко при этом переходя к обсуждению откровенно политических вопросов. Это входит в прямое противоречие со статусом автора — служащего священника и пастыря. Многими своими высказываниями он вводит в смущение и в соблазн православных христиан. Поэтому Епархиальный совет призвал священника А.Шрамко «прекратить свою публицистическую деятельность, как во внецерковных, так и церковных средствах массовой информации, закрыть свой сайт и сосредоточиться на пастырском служении».

У кого-то может возникнуть законный вопрос: а не нарушается ли таким образом свобода мысли и слова? Отвечая на этот вопрос, я обратил бы внимание на два момента, которые тесно связаны со спецификой современных СМИ и, в частности, интернета.

Во-первых, обсуждая жизнь Церкви, равным образом важно не только что мы обсуждаем, но и как мы это делаем. Жизнь Церкви строится по определенному чину, и ему соответствует особый способ или стиль внутрицерковной дискуссии, когда она необходима и уместна. Люди церковные это знают и чувствуют. И когда эта дискуссия выходит во внешнее, публичное пространство, очень важно и даже необходимо, чтобы обсуждение существующих проблем, даже острых проблем, не принимало те формы, которые свойственны внецерковному, светскому миру, смотрящему на Церковь извне и судящему о ней по своим меркам и представлениям. Церковные люди — и священники в первую очередь — как раз и призваны вносить в общественную дискуссию о Церкви ту культуру обсуждения, которая свойственна самой Церкви. Это нелегко, потому что ткань церковной жизни — богатая, сложная, а внешний мир всегда ее упрощает и потому искажает. Но в этом — одна из задач публичного слова представителей Церкви, клириков и мирян.

Речь не идет о том, чтобы накладывать запреты на какие-то темы, чтобы специально избегать острых вопросов и свободной дискуссии. Напомню, что говорил по этому поводу Архиерейский Собор 1994 года: «Внутри Церкви возникают время от времени различные взгляды на состояние ее внутренней жизни и внешней деятельности. В данной связи Освященный Собор напоминает священнослужителям и мирянам, что разномыслия в Церкви, по слову апостола Павла, допустимы (1 Кор. 11,19), но они, равно как и способы их смягчения, не должны разрывать узы любви и общения, связывающие воедино Церковь — таинственное тело Христово. Возникающие же в Церкви недоуменные ситуации, чреватые противостоянием, следует разрешать только в духе тщательного и мирного осмысления и соборным разумом».

Иными словами, в данном случае существует сугубая ответственность за то, как слово наше отзовется: будет ли оно приглашать к углубленному, но благоговейному размышлению о путях современного церковного служения или же порождать протесты, агрессию и смущение, как у верующих, так и у неверующих.

И второй момент — касающийся интернета. Высказывания и статьи, распространяемые через интернет, накладывают на церковных людей особую ответственность. Ведь одно дело — когда мы обсуждаем наши проблемы и, может быть, что-то критически оцениваем в приходе, на церковных собраниях, в учебной аудитории или просто в братском общении: мы видим, кто участвует в такой дискуссии, и можем оценить степень подготовленности людей к серьезному разговору и степень взаимопонимания. Но совсем иная ситуация, когда мы делаем это в совершенно открытом, всемирном, всем доступном пространстве интернета, то есть когда наши высказывания не имеют конкретного адресата, когда мы не ведаем, кто же станет нашим читателем или собеседником. В таком случае опасность того, что нас поймут превратно, сильно возрастает. Потому что сообщество пользователей интернета не имеет общего языка для обсуждения церковных вопросов, и вряд ли будет иметь в будущем.

Ответственность, о которой я говорил, лишь подтверждает правильность установления, касающегося всех людей Церкви, клириков и мирян: любая публичная деятельность, затрагивающая множество людей, в том числе нецерковных, требует благословения священноначалия. А при осуществлении такой деятельности нужно твердо следовать духу и букве суждений Соборов и Священного Синода Русской Православной Церкви. Иначе невозможно исполнять церковное служение в общественной сфере, в том числе и в средствах массовой информации.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову