На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу

 

english version

ПУБЛИЦИСТИКА

Алла Матренчик

Польша

С дикой маслиной на благодатной почве

разговор с Владиславом Сивериным, бывшим заключённым, сейчас прислуживающим в церкви "Всех скорбящих Радость" в городе Минске

- Сколько тебе лет?

-Двадцать пять.

- Говоришь, в юности рос ты, как "дикое дерево оливковое"...

-Думаю, что сравнение апостола Павла здесь очень кстати. А как иначе сказать о том, кто семнадцать лет жил без Бога?

- Но это уже в прошлом?

-Перелом наступил, когда я находился в Минской исправительной колонии.

- Что означает это название?

-Место заключения для лиц, которые попали за решетку впервые, но за значительные преступления грабежи, разбой, даже убийства. Ну и с соответственно большими сроками наказания, до 15 лет.

- Ты сколько получил?

-Четыре года, за хулиганство. До этого было относительно благополучное детство, хотя воспитывал меня отчим, и все время казалось, что он больше любит своего собственною сына. Были еще прерванная учеба, которая меня особо не интересовала, а потом пьянство, дебоши. И смутные воспоминания о церкви, в которой оказался, наверно, только один раз, во время крещения, да рассказы бабушки, тоже из детства, но более отчетливо сохранившиеся в памяти. Рассказы о том, что Бог есть, что Он все видит, все слышит, обо всем знает. Эти слова хранились в моем подсознании и оживали в трудные моменты.

- Отозвались они и за воротами тюрьмы?

-Не сразу. Я легко вошел в ритм жизни колонии. Много работы, спорт, друзья. Существенные перемены внесла болезнь, когда началось воспаление почек. В тюремной больнице довелось столкнуться с людьми, которые в заключении проводили всю свою жизнь и пришло понимание, что я так жить не хочу. Несмотря на то, что родные навещали меня, присылали посылки, на душе было тяжело. Собственные страдания, действительно сильные, заставили задуматься: Бог наказывает нас " для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его". Понадобились годы и испытания болезнью, чтобы понять эти слова апостола Павла (из послания к евреям гл.12 ст.10). В больнице я впервые прочитал Евангелие, прочитал, особо не вникая в смысл, довольно быстро. Издания Нового Завета, кипами, приносили баптисты. Я с ними не смог завязать контакт. Слушал их песни, но чувствовал, что это не мое.

- А православные священники в больницу не приходили?

-Не приходили. Только вернувшись в колонию, я услышал по внутреннему радио, что проводится встреча православных для совместной молитвы. После долгих колебаний решил пойти.

- Чтобы искать Бога?

-Ради этого тоже, но в первую очередь, наверно, чтобы укрыться от гама и сутолоки. В камере, куда меня поместили, находилось 70 человек, на койках в несколько ярусов.

- Так резко возросла преступность?

-Дело не только в этом. При распаде СССР в Белоруссию, где сеть исправительно-трудовых учреждений была недостаточной, отправили всех её граждан, отбывавших наказания в других бывших советских республиках. Из-за этого такая переполненность. Телевизоры, магнитофоны, радиоприемники, сутолока, будто на вокзале, с самого утра.

- И где вы встречались с православным священником?

-В большом кинозале, с экраном, красным занавесом и трибуной. Отец Игорь Коростелёв там служил литургию, исповедовал, причащал. Но основную катехизационную работу проводил брат Олег Шульгин. Сначала он приходил один раз в неделю, потом - два, чаще всего по вечерам. Ставил на сцене табурет с иконкой, а сам стоял среди нас. Много объяснял, молился вместе с нами, читал Библию. "... Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим... " - эти слова пророка Иеремии (книга пророка Иеремии гл.6 ст.16) звучали, конечно же, неоднократно...

Свет Божий доходил до меня с трудом. Я не раз вступал в споры с братом Олегом, поскольку хотел, чтобы он доказал мне существование Бога. На такие встречи ходил довольно регулярно, хотя и тяжело было мне стоять, очень болели почки, ноги. Я уже ходил не только ради тишины, так как заметил, что от молитв становится спокойнее на душе. Процесс поиска Бога был долгим и мучительным. В моей душе происходила борьба.

По вечерам я молился, читал Евангелие, плакал, поскольку что-то трогало мое сердце, а по утрам, когда сталкивался с реальностью, вновь терзали меня сомнения, закрадывались тревоги. Однако постепенно я начал приходить к вере, узнавать Истину, думать о будущем...

- А товарищи по камере видели перемены в тебе?

-Думаю, что да. Хотя там, в колонии, каждый думает в основном о себе, чужие проблемы мало трогают. Кое-кто, правда, расспрашивал о наших православных собраниях. Что мог, я объяснял, приносил свечи, хотя свои взгляды никому не навязывал. И по мере приближения дня выхода на свободу я все больше искал уединения, в одиночестве мне было легче. Я довольно много читал, часто молился.

- Ты был освобожден досрочно?

- Да, на девять месяцев раньше. Помог мне Господь, я это чувствовал. Мама, отчим, бабушки, товарищи — все меня встретили с радостью. Два дня спустя после освобождения я пошел в церковь, потом еще раз вместе с братом, тогда мы оба приняли причастие. Мне казалось, что уже стою. Но, как говорит апостол Павел: "кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (1 послание к Коринфянам гл.10 ст.12). Вскоре я поехал на дачу, потом с мамой на юг. И, не знаю, почему, начал отдаляться от Бога, скучно мне было в церкви. Я помнил, что Бог мне помог, и вера во мне полностью не умерла, но казалось, будто достаточно и того, что я приду в церковь на Пасху, на Рождество и поставлю свечки. И... опять попал в милицию.

- Сказались прежние связи?

-Встретил давнего приятеля и мы накуролесили. Собственно, моей вины в этом не было, но меня тоже задержали. Целые сутки провел я в отделении милиции. И очень боялся, что опять попаду в заключение. Тогда подумал, что если Бог и на этот раз мне поможет, я от Него уже не отвернусь. Меня отпустили. Я сразу же пошел в церковь. --- Вы из колонии? --- без труда узнал меня отец Игорь, а вскоре появился ещё и брат Олег. Тогда батюшка предложил мне работать сторожем в церкви. Я согласился.

- Как это восприняла семья?

-С недоверием и страхом. Тем более, что мама устроила меня работать в магазин, а в обществе тогда преобладало мнение, что в церковь ходят только больные и старые. Даже самые близкие не понимали меня. И я не объяснялся --- а что можно объяснить людям, которые не пережили того же?

- И ты не раскаивался в таком решении?

-Никогда не думал менять его. Работа, полностью светская, меня не привлекает. Мне досадны разговоры о деньгах, квартире, мебели. А здесь я начал церковную жизнь, ездил по монастырям, исповедовался... Собственно, я исповедовался и в колонии, но так, как тогда мог, пожалуй, слишком обобщённо. Сейчас же --- значительно глубже. Помню, как во время одной исповеди, когда отец Игорь возложил на мою голову епитрахиль, она показалась мне такой тяжелой, что даже пригнула голову. Другой раз, когда я ждал исповеди, кто-то определенно подталкивал меня в сторону священника. Оглядевшись, я увидел, что церковь пуста.

- Ты часто возвращаешься в памяти к этим случаям?

-Вообще, не концентрирую внимание на этом, поскольку старцы учат, что существует много видов прелестей, когда дьявол может подавать человеку свои знаки. Человек думает, что они от Бога и ждет следующих. А когда их нет, впадает в подавленное состояние духа, в страх, что Бог оставил его...

- В монастыри часто ездишь?

-Довольно часто. Обычно в Благовещенскую обитель в Лядах, был там даже полгода послушником. Думал остаться в монастыре навсегда, но оказалось, тогда не был к этому готов. А сейчас езжу в монастырь и там набираюсь духовных сил. Хотя наш враг подстерегает нас везде. Монахи жили в пустынях, и приходилось им сталкиваться с такими искушениями, которые мы, слабые верой, даже представить себе не можем. Однако и нам не следует впадать в уныние. Потому что, как говорит апостол Павел: "вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение. Так чтобы вы могли перенести" (1послание к Коринфянам гл.10 ст.13).

- А ты никогда не задумывался о том, чтобы вместе с братом — сейчас уже отцом, священником — Олегом вернутся в колонию и там помогать другим?

- Начальство колонии согласия на это не дало. А в нашей колонии произошли изменения. Там уже есть отдельное помещение для богослужений, и постоянный священник отец Олег. Это радует меня, так же, как и всех верующих заключенных, старых и молодых.

- Встреча с братом Олегом и отцом Игорем имела большое значение в твоей жизни?

- Да. И мне кажется, что она была не случайной.

- Спасибо за беседу

.

 

Samaritan №2, 1997

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову