На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
ПУБЛИЦИСТИКА Untitled Document

протоиерей Федор Повный ДОКЛАД
На конференции «Иоганнес Pay как христианин и призвание христианина в современном обществе»
На тему: «Актуальные вопросы общественной жизни в речах Йоханнеса Рау»

Николай Кусачев, студент Института Теологии БГУ

Уважаемые дамы и господа, я рад приветствовать Вас на этой конференции, посвященной такой яркой личности, заслужившей у своих соотечественников таких добрых и теплых прозвищ как Брат Йоханнес и Добрый человек из Вупперталя. Речь у нас пойдет о Йоханнесе Рау.

Биография


Сперва мне бы хотелось кратко ознакомить Вас с биографией этого одного из виднейших партийных и государственных деятелей Германии, а затем немного более полно ознакомить Вас со взглядами, которых он придерживался как в области политики, так и по наиболее животрепещущим вопросам нашей с Вами современности.

Родился будущий выдающийся политик 16 января 1931 года в Вуппертале в семье священника.

По окончании гимназии изучал издательское дело и книготорговлю в Кельне, после чего в 1954-1967 годах руководил издательством евангелической молодежной общины.

В 1957 году вступил в Социал-демократическую партию Германии, с 1977 по 1998 гг. возглавлял организацию СДПГ Северного Рейна-Вестфалии, а в 1982-1999 гг. был заместителем председателя СДПГ.

В 1970-1978 гг. занимал пост министра по вопросам науки и исследований в правительстве земли Северный Рейн-Вестфалия, а в 1978 году стал премьер-министром этой земли и оставался на этом посту до 1998 года.

23 мая 1999 года Йоханнес Рау избирается президентом ФРГ. Это восьмой президент в истории ФРГ, второй, избранный в объединенной Германии, и второй от СДПГ.

С 1982 года был женат на Кристине Делиус, имел троих детей.

Йоханнес Рау свободно владел английским языком, увлекался литературой и изобразительным искусством. Наблюдатели отмечали такие его качества, как энергичность, настойчивость и честность в отношениях с коллегами. Рау — был признанным оратором, его речи были ярки и эмоциональны, он хорошо знал Библию и часто использовал цитаты из нее в своих выступлениях.

Неоднократно посещал Советский Союз /1981, 1985, 1986, 1989/. В июне 2000 года в ходе очередных расширенных российско-германских консультаций на высшем уровне в Берлине состоялась его первая личная встреча с президентом России Владимиром Путиным.

Таковы были наиболее значимые вехи жизни Йоханнеса Рау. Но чтобы понять глубже, что именно позволило этому человеку добиться подобных успехов, мы перейдем к рассмотрению его взглядов на важнейшие проблемы современности и возможно коснемся чуть ближе, собственно, его жизни.

Вторая мировая война и ее последствия в жизни немецкого народа и в личной жизни Й.Рау

Германия, быть может самая близкая для нашего восприятия страна, ни с одним другим государством судьба наша за многие века не переплеталась так тесно и, подчас, болезненно, как с Германией. Я думаю, что в нашей стране найдется не так уж много людей незнакомых с такими именами как Гете, Гейне, Бетховен, Дюрер. Но также и нет в нашей стране семьи не опаленной огнем Второй мировой войны...

Что, подчас, является самым тяжелым для человека – это признать свои ошибки и искренне раскаяться в них. Надо сказать, что этот нелегкий груз за немецкий народ взвалил на себя его виднейший представитель, который не уставал произносить такие слова: «Когда мы, немцы, окидываем взором этот уходящий век, то вспоминаем также о той крупной культурной катастрофе, которую мы навлекли на Европу и на весь мир — и которая, в конечном итоге, глубоко изменила нас самих».

Действительно, немецкий народ заплатил сполна за преступления нацизма — миллионы погибших, руины, безвозвратно утраченные культурные ценности, морально раздавленные люди, в конце концов – раздел страны и ее столицы Берлина. Йоханнес Рау – тогда пятнадцатилетний юноша – принадлежал к тому поколению, которое было призвано к восстановлению того, что было разрушено за годы войны. Вот как говорил сам Рау о том времени: «Тогда для нас речь шла о том, чтобы создать общество, которое бы больше не знало того, что определяло нашу жизнь: ненависть, насилие, одностороннее восприятие, предубеждения. Мы хотели обеспечить свободное демократическое развитие, а это возможно только в условиях функционирующего гражданского общества».

Но вот Германия стала отходить от состояния разрушения, вызванного войной. И Йоханнес Рау, сын священника, книготорговец оставляет свое любимое дело и уходит в политику – чем было вызвано такое смелое решение? «Я в то время вовсе не принимал такого решения. – Говорит Рау, - Я был книготорговцем в издательстве, что являлось профессиональным источником средств к существованию, и эта профессия принесла мне много радости. Но потом, в 1951-52 годах, возник вопрос о "перевооружении" — после того, как Федеративная республика стала ориентироваться на Запад, а ГДР — на Советский Союз. И я тогда находился на стороне тех, кто сначала хотел идти любыми путями, которые могли бы сделать возможным достижение германского единства. Поэтому я вступил на политическую стезю, не планируя стать политиком. Я хотел всего лишь вмешаться, однако из этого получилась политическая карьера продолжительностью более 50 лет».

Шли годы напряженной борьбы за единение немецкого народа, в которой значительную роль играл Рау и его соратники. К счастью, Берлинская стена рухнула, немецкая нация стала единой. Но что означало для Германии это разделение и с какими проблемами она столкнулась когда произошло объединение немецкого народа? По словам Рау немецкий народ был «очень рады этому объединению. Что касается даты, то оно пришло неожиданно, и мы тогда еще не рассчитывали на это. То, что мы переживаем сейчас, отражает тот факт, что один народ жил в условиях двух различных общественных систем. Это оставило более глубокий след, чем мы полагали ранее. То есть мы должны были заново узнавать друг друга, изменились языки, по-разному развивались мышление и чувства. И сейчас должно проявляться любопытство, мы должны проявлять любопытство по отношению к тем, кто пришел с Востока или к тем, кто пришел с Запада. И здесь у немцев еще есть трудности». Но как сказал господин Рау в одной из своих речей: «…для меня это не только само собой разумеющаяся обязанность, но и мой личный долг, начиная с первого дня пребывания на посту федерального президента, невзирая ни на какие границы и различия, быть федеральным президентом всех немцев и партнером для контактов со всеми людьми, которые живут и работают у нас…». «Добрососедство - это нынешняя европейская внутренняя политика. Но добрососедство требуется нам и в нашей стране: между людьми различного происхождения, различных культурных традиций и религиозных убеждений. Терпимость - это не приступ слабости у демократии, а ее жизненная суть».

Пришел 1999 год – год избрания Рау на пост президента. В предвыборной гонке Йоханнеса Рау называли в Германии «оптимальным кандидатом» — его способность объединять людей была поистине уникальной. И когда Рау был избран на президентский пост, то 1 июля 1999 года в своей инаугурационной речи он подтвердил верность своим идеалам: «Гуманность, любовь к ближнему и солидарность нельзя купить, они бесценны и их нельзя навязать с помощью закона или постановления. Они должны практиковаться в жизни». «Я считаю, что сегодня перед федеральным президентом стоит двойная задача. Он должен говорить от имени немцев, и он должен помогать высказываться меньшинствам. Я буду делать это, как смогу и на свой лад. Каждый должен знать, что я черпаю уверенность и силу из христианской веры и что я уважаю всех, кто строит свою жизнь на других фундаментах. Я хочу слушать, чтобы никто не остался неуслышанным. Я хочу заново связать нити диалога там, где они были разорваны: между востоком и западом, между старыми и молодыми. Я хочу сделать достоянием гласности то, что требует обсуждения в обществе. Я хочу вдохновить всех тех, - на предприятиях и в органах управления, в вузах и партиях, в академиях и гражданских инициативах, в СМИ и союзах - кто работает во имя будущего нашей страны».

Личная жизнь Й.Рау


У Рау была довольно большая семья, особенно по меркам теперешней Европы – жена, две замечательные дочери и сын. Но, даже будучи президентом, папа Йоханнес находил время для семьи. Вот как говорил о своих детях и своей семье сам Рау: «Они все трое весьма достойны любви, они очень разные. К счастью, они очень терпеливы со своим отцом, он же не всегда терпелив с ними. Однако здесь помогает молодая и опытная мать».

Поражают также своей глубиной пережитости его слова относящиеся к семейной жизни, в которых он выказывает понимание не только того что семья это что-то теплое и уютное, но также семейному кораблю не чужды и бури, в которых она призвана устоять и воспитать будущее достойное поколение: «Семья - это чудесный опыт. Она - исходный пункт и прибежище, компас и источник силы. Но кто действительно живет, тот знает: семья - это не то место, где не бывает конфликтов. Как раз наоборот. Совместное проживание в тесном кругу может означать и споры, и хлопоты, и усилия, и разочарования. Мы не должны разыгрывать перед нашими детьми, будто в мире нет никаких проблем. Но мы должны пробуждать в них уверенность в том, что мир можно изменить. Дети должны знать, что конфликты и разочарования можно преодолеть и что усилия себя оправдывают. Кто приобрел такую уверенность в детстве, тот и, будучи взрослым, будет иметь мужество браться за трудности и искать разумные решения. Я совершенно сознательно говорю о той большой ответственности, которая лежит на родителях и семье».

Кроме того, жизнь Йоханнеса Рау не была чужда и таких простых человеческих мелочей как, скажем, собирание почтовых марок. Но, как признавался сам Рау в последние годы – «до этого руки не доходят. Кроме того, - говорил Рау, - я библиофил — собираю особенно красивые и особенно редкие книги...»

О принципах ведения политики


Однако, что стремился сделать Рау в политике и какие принципы лежали в основе его деятельности как президента Германской Демократической Республики?

Как говорил Рау, важнейшим фактором для оценки деятельности политика является доверие тех, кто вручил ему свои судьбы, «поскольку многих людей раздражают политики, чьи слова и дела расходятся. И я, - говорил Рау, - все время старался, чтобы слова и дела соответствовали друг другу. Полностью это никому не удается. Однако если делаешь то, что говоришь, и говоришь то, что делаешь, то приобретаешь доверие».

О европейских процессах интеграции


Для президента Йоханнеса Рау, обладавшего поразительной дальновидностью в области развития политических отношений, являлась очевидной ситуация, которую мы можем с Вами наблюдать в современном мире – формируются три фактических сектора влияния в мире – Америка, Европа и Азия. Но какая роль, по мнению Рау, отводится в этих процессах Германии? Понимая недопустимость насаждения своих собственных жизненных устоев и культуры Германии для остальной Европы, Рау произносит следующие слова: «Для меня главное в том, что мы получаем европейскую Германию, а не германскую Европу. Это означает, что мы — одни из многих. Я полагаю, что в конце концов, то есть в результате такого развития возникнут три основных фактора. Это — Азия, Америка и Европа. И я желаю видеть такую Европу, которая была бы уверенной в себе — как по отношению к Америке, так и по отношению к Азии. И чтобы она могла обращаться с обеими по-партнерски. И если Германия сможет внести в это свой вклад, тогда мы выполнили нашу задачу».

Именно в мультикультуральности и многообразии взглядов видел Рау будущее развитие культуры, именно сохранение разнообразия должно стать приоритетным направлением в области политики культуры. Даже в самой Германии Рау призывал сохранять самоидентичность каждой из федеративных земель ее составляющих: «Наша задача состоит не в том, чтобы 16 земель Федеративной Республики Германия как можно быстрее стали как можно более похожими. Они не должны развиваться по какой-то централизованно заданной норме. Нам следует скорее поддерживать федерализм в его живой форме и укреплять его дальше, так как из многообразия вырастает сила, которая может принести выгоду всем землям».

Но в то же время Рау говорил о том, что глобализация в области экономики может нести значительный положительный эффект: «Когда речь идет о глобализации, то порой это звучит как предсказание нового „золотого века„, а порой так же, как если бы все зло мира было включено в это понятие» - говорил Рау.

Религии


Ни для кого не секрет, что Йоханнес Рау был ревностным христианином и что в его речах значительную роль играли религиозные вопросы. Для Рау было немыслимо существование общества без религии, даже в падение Берлинской стены он видел большой вклад именно церковных организаций: «Я хочу жить в обществе, к которому испытывают доверие. Частью такого общества являются церкви. Я благодарен за то, что за много-много лет до падения Берлинской стены обе церкви практиковали существование друг с другом и поблизости друг от друга. ... Без вклада христиан ГДР не было бы 9 ноября 1989 г.»

В то же время Рау четко представляет то, чем должна быть церковь в современном мире. Весьма важно, подчеркивал президент, не дать церкви превратиться просто в общественную организацию или редуцировать сферу ее деятельности только к вопросам общественной жизни. У церкви есть и иные, более важные задачи: «Я хотел бы выразить пожелание, чтобы церкви четко оставались церквями и чтобы они постепенно не превращались в общественные силы. Я хочу видеть церковь, которая уникальна в своей посылке, которая четко дает понять: мир, пребывающий в запустении, не должен оставаться в нем, поскольку это спасенный мир, в котором по людям можно судить, что это не бренный, а благословенный мир».

Также известно, что в Германии с недавнего времени начал остро вставать вопрос эмигрантов из исламских стран. В последние годы с этим вопросом пришлось столкнуться и во многих других странах. Но какое решение предлагает Рау? Как истинный христианин и мудрый политик Йоханнес Рау встречает гостей с распростертыми объятьями и предлагает руку помощи и поддержки для тех, кто в ней нуждается, ценя при этом тот вклад, который может внести каждый человек, приезжающий в Германию: «Я хочу, чтобы повсюду в Германии мы без предрассудков подходили друг к другу и стремились к мирному общежитию, независимо от того, где мы родились, являемся ли мы верующими и во что мы верим. Федеративная Республика Германия принадлежит к числу тех европейских стран, чья история и традиции особенно пронизаны христианской верой. Но свобода вероисповедания, гарантируемая нашим Основным законом, действует не только в отношении христианских церквей. Она действует и в отношении других религиозных общин и, разумеется, в отношении ислама. Я благодарен за то, что многие сограждане-мусульмане активно участвуют в жизни нашей страны, работая в организациях и союзах, в качестве лиц, имеющих собственное дело, и предпринимателей, создающих рабочие места и предлагающих ученические места на своих предприятиях. Я хотел бы видеть многообразную Германию, которая не интересуется тем, откуда приехал тот или иной человек, а интересуется тем, как мы можем совместно и в интересах всех строить будущее».

Социальные проблемы: инвалиды


Порой, готовясь к этому докладу и читая какие-то цитаты и речи Йоханнеса Рау я просто поражался той искренности и личным, можно сказать интимным, эмоциям которые Рау не боялся показывать слушающим его людям. Так произнося речь на пятидесятилетии со дня основания социального союза помощи инвалидам Рау рассказал следующую небольшую очень личную историю: «Сорок лет тому назад я был молодым депутатом и докладчиком по одной статье закона об обязательном школьном образовании, в которой говорилось об инвалидах. По этому поводу я произнес много хороших речей. Но однажды, когда я был в отпуске, ко мне подошла шести или семилетняя девочка. Она родилась инвалидом, так как ее мать принимала вредный снотворный препарат. Она протянула мне руку, которая была сильно укороченной, и сказала: „У нас с тобой сегодня день рождения. Может быть отметим его вместе?„ Я тут же понял: вся моя мудрость по поводу физических недостатков исчезла. Я говорил умные слова, делал что-то, достойное внимания, но вдруг понял: я испытываю замешательство. Я скован. Я не знаю, как надо обращаться с семилетней девочкой, которая протягивает кому-то руку и надеется, что ей тоже протянут руку. С девочкой, которая хочет с кем-то играть, разговаривать и праздновать. Я привожу этот случай потому, что этот человек, эта девочка, вот уже 40 лет следит за моим жизненным путем, потому, что мы делимся друг с другом своими заботами, потому, что она мне что-то рассказывает…

...Что нам надо кроме законов и тарифов, так это, чтобы человек мог обращаться к другому, чтобы существовали деятельность на общественных началах, помощь по соседству и помощь в семье и чтобы мы относились к другим так, как к нам самим относятся люди, с которыми и ради которых мы живем».

Вопросы экологии


Всем нам известно насколько остро в наше время стоит экологический вопрос для Европы, да и, пожалуй, для всего остального мира. И эта забота также попадала в поле зрения Рау. «Прошло много времени, прежде чем возникло понимание того, что в долгосрочной перспективе не может быть экономически разумным то, что является безответственным в экологическом плане. Нам по-прежнему требуется очень много очистных сооружений, так как у нас слишком мало систем замкнутого цикла».

И Рау призывает по-новому взглянуть на методы решения экологических проблем – ориентироваться в первую очередь не на «ремонт» того, что уже испорчено, а на то, как сделать то, что мы используем безвредным для окружающей среды, внедрение новых технологий и новые открытия в области науки по мнению Рау призваны служить очищению экологии: «Экологическое сознание - это не аскетизм и отказ от необходимого. Экологическое сознание не означает, что теперь ты должен меньше мыться под душем. Что ты должен жить еще ниже уровня своих потребностей. Экологическое сознание означает открытие современных технологий, не отход от индустриального общества, а использование того, что оно дало - в целях изменений и улучшений, а не только в целях „ремонта„ доверенного нам мира. И поэтому экологическая политика и охрана окружающей среды - это не нечто модное, а нечто современное, не нечто вчерашнее, а нечто завтрашнее».

Заключение


Итак, насколько мы с Вами могли увидеть, личность Йоханнеса Рау поистине заслуживает отдельного пристального внимания. Даже из такого краткого и обрывистого рассказа можно заключить, что жизнь Йоханнеса Рау была действительно целенаправленной и руководимой христианскими ценностями в общественной и личной области и ценностями истинной демократии в области политики. Уроки, оставленные Рау в его делах и словах, заслуживают того, чтобы к ним возвращаться и прислушиваться и тогда мы действительно сможем построить «общество таким образом, чтобы оно было максимально справедливым, свободным, солидарным». И участие в этом деле должен принять каждый гражданин.

2 марта 2007 года. Минский Международный образовательный центр им. И. Рау

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым