На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Церковные мастерские
Епархиальные организации
Иные организации
Приходские службы
ПРОСВЕЩЕНИЕ/ШКОЛА ЗВОНАРЕЙ

Алина Ахрамович
Выпускница Школы звонарей МЕУ
Студентка 2-го курса исторического факультета БГУ
(по тексту Влада Петрова. Журнал «Почта России» )

Пока звонят колокола
Доклад на церемонии памятного спецгашения и освящения серии почтовых марок посвящённых белорусским колоколам 7 ноября 2007 г.


На протяжении полутора столетий, с конца 18 до начала 20 веков, поддужные колокольчики, являясь специфически русским явлением, играли заметную роль в быту. Они быстро полюбились ямщикам и с успехом исполняли роль почтового рожка. Не исключено, что это связано с особым распространением колоколов в России и особым отношением к ним в народе как к явлению национальной культуры. Россия, как известно, превосходила прочие европейские страны по развитию колокольного дела. А поддужный колокольчик являлся миниатюрной копией большого колокола. Во всех легендах сквозит убеждение, что ямщицкие колокольчики – это потомки вечевого колокола, олицетворяющего свободу и независимость.

Особенности национальной езды

Вместе с расцветом курьерской и почтовой езды на тройках возникла потребность в специальных сигнальных средствах, которые должны были издавать звуковые сигналы, слышимые на значительном удалении, и выполнять две задачи. Первая – потребовать от пешеходов и экипажей немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки. Ведь тройка, особенно курьерская, мчалась с большой скоростью, а остановки для перепряжки коней были недопустимы.

Немецкий дипломат, ученый и путешественник Адам Олеарий, посетивший Россию в 1633,1636, 1639 годах, писал, что у каждого ямщика был рожок из бычьего рога. Тем не менее, подъезжая к станции, охотник закладывал два пальца в рот и обыкновенным свистом вызывал смену. В свое оправдание ямщики говорили, что свист дальше слышно и лошади под молодецкий посвист бегут быстрее.

В странах Западной Европы в качестве звукового сигнального средства широко использовался в то время почтовый рожок. Попытки привить российской почте рожок предпринимались со времен Петра 1, но окончились неудачей. Ямщики предпочитали обходиться удалым свистом и молодецкими криками, призывая встречных и попутных уступить дорогу. Ямщиков наказывали штрафами и побоями, но наказания не помогали. Почтовый рожок остался лишь эмблемой российской почты. Наконец, в последней трети 18 века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола, столь любимого в народе. Удобное место для подвески колокольчика сразу нашлось – дуга над головой коренника тройки. Колокольчик туго привязывался к средней части дуги сыромятным кожаным ремнем. Во время езды раскачивался язык, который бил по внутренней стороне стенки колокольчика и тем самым производил звон. Колокольчик, подвешенный под дугой тройки, стали называть поддужным, а также почтовым или ямским.

«Ехали на тройке с бубенцами»

В конце 17 века в России учредили «образцовую почту», то есть ввели первые регулярные почтовые линии: кибитки с почтой двигались по дорожному расписанию, с ямщиками, от стана к стану. Дороги для этого расширили, лошадей стали запрягать не «гусем», а в ряд, «тройкой».

Когда и кому пришла идея повесить на дугу коренника литой крикливый колокольчик – доподлинно неизвестно. Произошло это приблизительно в 70-е годы 18 века. И полюбился звон и ямщикам, и ездокам… А дальше, на почве этой всенародной любви, пришло время назреть новому конфликту. Колокольчики распространились очень широко, и звук из-под дуги частных повозок начал сбивать с толку ямщиков почтовых троек. И в правду не поймешь: курьер ли мчится по дороге или веселый барин решил покататься со звоном? Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что правительство не раз в 19 веке издавало постановления, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами. Разрешение давалось только тем, кто служил на почте или в земской полиции, и лишь на время исполнения ими служебных обязанностей. Однако подобные запреты научились обходить.

С середины 19 века на шеи всех трех лошадей стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов. Устройство бубенца в виде глухого полого шара с дробиной внутри не позволяло, в отличие от раскрытого колокольчика с подвешенным языком, извлекать сильный звук. Поэтому на бубенцы запреты не распространялись, и эти приятно звучащие предметы можно было применять в неограниченном количестве. Отсутствие ограничений на число употребляемых бубенцов провело к тому, что из множества бубенцов, подобранных по размеру, а, следовательно, и по тону, стали создавать «гамму» - созвучную группу, производившую при езде «согласный» звон.

«Кто колокол купит, тот счастлив будет»

Появление колокольчиков в России обусловлено большой протяженностью русских дорог, трудностями передвижения по ним из-за суровости климата, постоянного бездорожья и невозможности употребления общепринятого во всем мире сигнала почтового рожка, которому на смену и пришел ямщицкий колокольчик, как исключительно русское национальное явление. Широкое распространение колокольчиков в Польше, Финляндии связано с тем, что в 19 веке эти страны находились в составе России, и единая система почтовой связи требовала обязательного употребления колокольчиков почтовыми курьерскими экипажами и полицией для беспрепятственного и приоритетного движения по дорогам империи. В связи с этим, в 1836 году вышло постановление Сената о запрещении употребления колокольчиков для собственных и вольнонаемных экипажей, что представляло особые преимущества для следующих по делам государственной службы. В конце 19 – начале 20 веков колокольчиками пользовались нерегламентированно и очень широко по всей России не только во время путешествий, но и во время праздничных катаний и прочих бытовых ситуаций.

Колокольчики первоначально изготавливались без надписей. С 1802 года вводятся накладываемые на колокольчик объёмные литые надписи, которые, как правило, ставятся по нижнему краю (юбке) колокольчика. В надписи обозначался год, место отливки, имя мастера или заказчика. Были и специальные напутственные надписи: «Кого люблю, того и дарю», «Купи, не скупись, езди, веселись», «Кто колокол купит, тот счастлив будет», «Спешу на Родину – дар Валдая», «Сдалеча весточку собою подавай».

Широко применялся различного рода орнамент. Излюбленными изобразительными мотивами были одноглавый и двуглавый орлы, святой Георгий Победоносец.

Валдай – центр литейного промысла

О том, когда на Валдае появился первый колокольчик, говорят по-разному. Иногда даже сообщают конкретную дату появления первого валдайского колокольчика – 1478 год. В том году по приказу царя Ивана 3, - говорит легенда, - вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но пленник так и не добрался до Москвы. На одном из склонов валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. С помощью какой-то неведомой силы бесчисленные мелкие осколки превратились в маленькие, чудесно рожденные колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету…

Так ли было, иначе ли – про то нам неведомо. Другой, более прозаический вариант легенды сообщает, что валдайские кузнецы собрали обломки вечевого колокола и из них отлили свои первые колокольчики. Но общепризнанно, что именно Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков. Технология их производства отлична от литья церковных колоколов и выработана была впервые в России, что позволяет назвать ямщицкий колокольчик исключительно русским, национальным явлением.

Проходят века, выходят из употребления, утрачивают прежнее значение предметы быта, но во все времена поддужный колокольчик остается символом свободы и счастья. А легкий веселый звон его, как и прежде радует сердце, в самые печальные дни дарит надежду.

Забытое ремесло

В 1851 году вблизи Валдая прошла Николаевская железная дорога, которая лишила жителей заработков с извоза, так как главный почтовый тракт Москва-Петербург утратил былое значение.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен www.akavita.by