Error: Incorrect password!
Воскресения день. Густова Л.А.
На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Церковные мастерские
Епархиальные организации
Иные организации
Приходские службы
ТЕОЛОГИЯ/ЛИТУРГИКА

Густова Л.А.,

кандидат искусствоведения,
доцент БГУ культуры и искусств
автор проекта и художественный руководитель проекта
Международный фестиваль Православных Песнопений

Воскресения день


Национальная катастрофа 1917 года породила массовую русскую эмиграцию. Представители Русского Зарубежья сумели доказать, что и вдали от Родины возможна духовная жизнь, духовное творчество и созидание. Эмиграция кропотливо собирала и сохраняла все то, что оставила ей русская культура после всех потрясений, войн и революций.

Объединила изгнанников вдали от родины Церковь, дала им возможность ощущать себя частью России, жить и творить в русской культуре.

Русская эмиграция со времени своего возникновения располагала богатыми певческими и регентскими силами. А.И.Красностовский, Н.П.Осоргин, А.Т.Гречанинов, Н.П.Спасский, И.А.Гарднер, Н.Кедров-отец, Н.Кедров-сын, Н.Н.Черепнин, Б.М.Ледковский, М.Е.Ковалевский, А.Жаворонков, Е.И.Евец, Н.Шведов, М.Константинов и др. упрочили всемирную славу русского православного искусства. Многие из них были не только замечательными композиторами, но и выдающимися регентами. Глубокая религиозность в сочетании с хорошими познаниями в области церковного пения и богословия, навыки четкого и внятного чтения и пения помогали созданию у присутствующих за богослужением необычайно глубокого молитвенного настроения.

Задача регента, такая же как и у иконописца, - передать верующим Божественное Откровение. Музыкальная форма литургических текстов подобна прорисям иконы и должна выражать содержание Православной веры.

Композиторы-регенты Русского Зарубежья своим творчеством выполняли миссию исповедничества – свидетельствовали в мире о Православии.

На диске представлены сочинения и гармонизации древних богослужебных напевов представителей «парижской школы» русской музыкально-певческой культуры. Это литургическая музыка крупнейших русских церковных композиторов-эмигрантов.

Одним из видных музыкантов Русского Зарубежья был Николай Николаевич Кедров-отец (1871–1840 гг.). В тяжелых условия эмиграции он возродил знаменитый квартет, созданный в Санкт-Петербурге еще в 1897 г. Для квартета «Кедров» Н.Кедровым создано множество песнопений, среди которых – шедевр русского церконо-певческого искусства «Отче наш» (1922 г.). Во время второй мировой войны деятельность квартета, как и многих церковных музыкантов, была прервана. В конце 40-х гг. уже Николай Кедров-сын (1906–1981 гг.) восстановил деятельность квартета, в репертуаре которого были только православные богослужебные песнопения. Н. Кедров-сын в течение всей своей жизни сочинял и гармонизовал богослужебные песнопения. Стиль его сочинений отличался простотой, и, несмотря на острую иногда гармонию, его музыка создает атмосферу смирения, кротости и покоя.

В репертуаре русских церковных хоров в Париже было много композиций Николая Николаевича Черепнина (1873–1945 гг.). Его сочинения несут в себе единство смысла и музыкального выражения, художественный синтез слова и звука. Н.Черепнин, также как и С.Рахманинов, А.Гречанинов, А.Чесноков, А.Архангельский стремился сохранить для России музыкально-историческую преемственность. На Родине же она активно уничтожалась.

Сохраняли, исполняли и распространяли русское церковное пение тогда, когда в России это сделать было невозможно Максим Евграфович Ковалевский (1903–1988 гг.) и Борис Михайлович Ледковский (1894-1975 гг.). М.Е.Ковалевский гармонизовал и перевел на французский язык рождественские и пасхальные песнопения. Б.М.Ледковский гармонизовал множество песнопений знаменного, греческого, киевского распевов, дав старинным распевам Православной Церкви новую жизнь в новых культурных условиях.

Самый известный зарубежный историк церковного пения Иван Алексеевич Гарднер (1898-1984 гг.) кропотливо собирал, изучал и гармонизовал древние напевы Церкви. И.А.Гарднер тонко чувствовал дух церковного пения; его гармонизации и авторские композиции имеют замечательно церковный характер и не развлекают слушающего, а усиливают молитвенное состояние. Труд И.Гарднера «Богослужебное пение Русской Православной Церкви» стал тем фундаментом, на котором строится современное русское литургическое музыкознание.

Культура Русского Зарубежья связала незримой связью прошлое и настоящее церковного искусства в стремлении сохранить и развить традиции национальной духовно-музыкальной школы. Молитвенный опыт, духовное дерзновение, способность проникаться духом богослужебных текстов и особым колоритом самих церковных служб дает способность соединиться в единой молитве едиными устами и исполнителям, и слушателям композиций представителей церковно-певческой культуры Русского Зарубежья.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен www.akavita.by