На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу

Образцы изделий, выполненных учащимися мастерской


Дежурство по наведению порядка в помещениях мастерских.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

УЧЕБНЫЕ МАСТЕРСКИЕ
ДЛЯ ЛЮДЕЙ С УМСТВЕННЫМИ И
ФИЗИЧЕСКИМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ

...В начале 90-х годов я узнал то, что существуют удивительные люди — родители, которые не отдали своих детей с умственными или физическими ограничениями в больницу или интернат, а решились оставить их дома. Растили и воспитывали их часто в условиях невыносимых. Таким семьям, как правило, помогали только близкие люди, но иногда и они отворачивались. Сжималось сердце, когда мы посещали больных детей дома. В комнате обычно стояла кроватка, в которой бледный ребенок неподвижно лежал. На улицу не выходил. Так проходили годы. Как-то в одном доме я увидел стульчик с прикрученными колесиками — такая инвалидная коляска.

Настоятель храма
протоиерей Игорь Коростелев

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ
УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Деятельность православного прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на протяжении многих лет связана с помощью людям, нуждающимся в поддержке. В августе 2002 года началось проведение курса профессиональной реабилитации молодых людей с умственными и физическими ограничениями. Он стал возможен при финансовой поддержке Федерального правительства Германии и является продолжением длительного сотрудничества и дружбы с городом Бетелем (г. Билефельд, Германия).

Профессиональное обучение - это возможность реализации права молодых людей с умственными и физическими ограничениями на реабилитацию и возврат в общество. Практика помещения инвалидов в специальные учреждения и концепция помощи- ухода далека от христианских традиций и может быть пересмотрена. Существует необходимость расширять возможные пути социальной интеграции. Для человека, в особенности имеющего умственные либо физические ограничения, недостаточно формального сохранения его прав, необходимы определенные условия для развития способностей, физического и культурного развития. У него есть право достичь максимума своего развития. За людьми с умственными и физическими ограничениями признается право на формирование своей личности, на установление удовлетворяющих его социальных отношений и на участие в культурной жизни. Настоящий курс можно считать программой, ориентированной на поддержку инвалидов в семье, социальную интеграцию.

Современные установки реабилитации направлены на введение молодых людей с умственными и физическими ограничениями во взрослый мир, таким образом и в такой степени, насколько это возможно для каждого из них. Основная задача образовательного курса -- ориентировать молодых людей с ограничениями в правильном выборе будущей специальности, заинтересовать их процессом труда и его результатом, воспитывать личностные качества: усидчивость, стремление достичь намеченной цели, желание выполнять свою работу качественно и аккуратно, экономно обращаться с материалами, беречь оборудование, свое рабочее место оставлять чистым, аккуратным, готовым к работе, соблюдать технику безопасности.

Не секрет, что ситуация выбора профессии характеризуется двусторонностью: с одной стороны - мир профессий с широчайшим спектром различных характеристик, с другой стороны - личность со всеми ее особенностями. Важным для нас при рассмотрении производственно-технических и санитарно- гигиенических требований профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности учитывать также интересы и желания молодого человека, имеющего ограничения в развитии. Основной целью профессионально-трудового обучения мы ставим - способствовать всестороннему развитию личности людей с особенностями развития, их творческому росту и самореализации в труде. Основными задачами учебного курса для нас являются:

  • Реализовать потребность личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
  • Создать условия для удовлетворения потребности в социальной значимости и признании для формирования у людей с ограничениями чувства собственного достоинства.
  • Развитие рефлексивности как основы саморегуляции психических процессов, обеспечивающей смысловую самоорганизацию поведения, деятельности и общения.
  • Развитие мотивационно-смысловой, познавательной, операционально-деятельной сфер личности людей с умственными и физическими ограничениями.
  • Создание условий для осознания и принятия себя в профессии, для профессионального роста.

При разработке учебной программы особое внимание уделялось системным профессиограммам (швеи, рабочего деревообрабатывающего производства, компьютерного оператора в издательстве), концепции функционального диагноза, ориентированного на восстановление ограниченного потенциала людей с особенностями в развитии. Однако, на состояние здоровья влияют не только социально- экономические, но и целый ряд педагогических факторов. Большое внимание уделяется построению учебного процесса в группах. Это и выдерживание темпа и объема учебной нагрузки, гибкость программ, систематическое образование, соответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, достаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка, создание оптимальных условий для личностного развития и подготовки к самостоятельной жизни.

Образовательный процесс представляет собой единство обучения и воспитания или так называемого воспитывающего обучения и включает в себя: усвоение разнообразных знаний, практических действий, выполнение познавательных развивающих задач, а также мероприятия, направленные на личностное и коммуникативное развитие. В процессе трудовой социализации, кроме своего основного содержания имеет место обращение к мотиву, активизирующему индивидуальный потенциал.

Поддержка инициативы, уверенности, самостоятельности способствует развитию ощущению собственной полноценности. Достижение цели строиться на принципах всестороннего развития личности (эмоциональное, эстетическое, творческое, интеллектуальное, физическое), гуманистичности обучения, поддержании отношений сотрудничества, равенства, взаимоуважения, опоры на опыт, обеспечения более полного развития человеческих возможностей.

В программе профессионального обучения принимают участие молодые люди с умственными и физическими ограничениями, не имеющие реальной возможности получения образования и дальнейшего трудоустройства. Процесс двухлетнего обучения ориентирован на практику и предполагает подготовку трех групп в рамках столярного, швейного производства, издательской деятельности. В процессе обучения участвуют инструктора, организующие процесс производства и педагоги, определяющие процесс обучения в соответствии с индивидуальными возможностями каждого учащегося.

В программу обучения включен этап профессионального самоопределения. За первые три месяца обучения молодой человек с умственными и физическими ограничениями имеет возможность познакомиться с некоторыми операциями нескольких типов производств и выбрать наиболее интересную и подходящую для него деятельность.

Параллельно с изучением специальных тем идет развитие речи, накопление словарного запаса, ознакомление с окружающим миром, закладываются и усваиваются навыки самообслуживания. Молодой человек с психофизическими ограничениями осознает, что он не одинок в этом мире, у него появляются друзья, развивается новый уровень самосознания. Изучение основ Православной веры духовно возрождает людей, делает их полноправными участниками церковной жизни. Знакомство с удивительной природой минского Ботанического сада дает возможность переживания интереса, удивления, радости узнавания, желание прикоснуться, ощутить себя причастным к живому миру, познание нового, а, кроме того, понимание того, что есть труд и молитва, без которых и дерево не плодоносит, и цветы так не радуют. Посещение художественного музея, краеведческого музея, учит глубже осознавать и понимать этот мир. Музыка учит не только принимать помощь, но и делиться ей с другими, Посещение протезно-ортопедического госпиталя с музыкально-литературной концертной программой заставлет почувствовать себя нужным и, главное, способным оказать поддержку. Особенно сближают и руководителей, сторудников, и родителей совместные ежегодные рождественские и пасхальные праздники. Большое внимание в реализации учебной программы уделяется диагностике как способе возможной оценки эффективности процесса реабилитации в течение двух лет. В данном случае речь идет не только об оценке трудовых навыков молодого человека с ограниченными возможностями. Оценка социальных навыков - это возможность уделить внимание самому процессу социализации. Речь идет о развитии необходимых навыков социального взаимодействия. Можно засвидетельствовать очевидную перспективность в плане социализации. Эффективно решить эту проблему возможно только на основе целостной картины развития молодого человека с особенностями развития.

По окончании курса обучения молодой человек с особенностями
психофизического развития должен знать:

  • ассортимент изделий по избранной специальности,
  • промышленную технологию изготовления этих изделий, название материалов для изготовления изделий и различать их свойства,
  • понимать принципы разделения труда при изготовлении изделий, различать оборудование, знать его характеристику.

должен уметь:

  • освоить работу на некоторых видах оборудования, уметь выполнять 1-2 операции по производству изделия;
  • рационально организовать свое рабочее место, выполнять все правила по технике безопасности.

Профессиональное обучение - адекватная форма реабилитации, социализации и интеграции молодых людей с умственными и физическими ограничениями в общество. Это право на познание, право на передвижение, право на возможный уровень автономии, право на аффективную жизнь.



ФОРУМ
НОВОСТИ
ССЫЛКИ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Социальный руководитель:
Марина Викторовна Кравцова тел.: 253 15 49, внутренний 108 hramVSR@tut.by

Образцы изделий, выполненных учащимися мастерской

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым