На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу



Социальная работа / Журнал "Свеча" №2

КОНСПЕКТ МЕТОДИСТА

Превентивная работа среди молодежи

Приблизительно 50% ВИЧ-инфицированных во всем мире - это люди в *¦ возрасте от 10 до 24 лет. В эти годы молодежь учится, познает мир и прини- I мает решения, которые определяют ее дальнейшую жизнь. Если молодые люди получают недостаточно информации для того, чтобы сделать обоснованный выбор, их поведение, скорее всего, может оказаться рискованным - с такими неблагоприятными последствиями, как высокий уровень ранней беременности и инфекций, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции.
Есть ли какие-то действенные методы, позволяющие уберечь молодежь от последствий порой необдуманных поступков? Над этим вопросом сегодня ломает головы огромный штат психологов, педагогов... Каковы же результаты их многодневных трудов?
Выявлены закономерности изменения поведения. Этот процесс является многоступенчатым. Знание уровня, на котором находятся обучаемые, может быть одним из решающих элементов, необходимых для достижения успеха при проведении профилактических мероприятий. Простое информирование на сегодняшний день особых результатов не дает, поскольку о проблеме ВИЧ/СПИДа говорится немало.
Самое опасное кроется в том, что молодые люди сегодня не воспринимают проблему ВИЧ/СПИДа на личном уровне. Они осознают всю важность и актуальность данного вопроса, однако для себя риск заражения оценивают как минимальный.
Если обучаемые даже не задумывались, что привычное для них поведение может быть опасным, то, во-первых, необходимо привлечь их внимание к проблеме, их нужно шокировать, привести к осознанию собственного риска.
Если же перед вами группа людей, которая хоть мало, но все-таки задумывалась над проблемой, то для такой категории необходимо сообщить конкретную информацию о степени риска, помочь проанализировать "за" и "против" изменения привычного поведения.
Случается так, что люди бывают уже мотивированы, готовы действовать. В этом случае их необходимо обучить новым навыкам и техникам самоконтроля, поошрять успехи.
При условии, что люди уже ведут здоровый образ жизни, им необходимо создать систему самоподдержки, взаимоподдержки. А для получения устойчивого результата нужно выработать чувство гордости достигнутым.
Наиболее эффективным проведение профилактического мероприятия будет в случае прохождения всех ступеней изменения поведения. Естественно, что достичь этого за одно -два занятия невозможно. Как показывает практика, лучше, чтобы эти занятия были разведены во времени.
Проведение комплекса профилактических мер ежегодно предотвращает 300 - 500 новых случаев инфицирования ВИЧ.

"Жизненные навыки"

Понятие "жизненные навыки" не является категорией конкретной науки и не имеет строгого опрелеления. Оно интегрирует в себе умения и способности, позволяющие решать залачи адаптации и развития. Понятие стало широко использоваться для опрелеления концептуального подхода к профилактике социально обусловленных заболеваний - Life-skills approach. Обучение жизненным навыкам реализуется через применение интерактивных методов.

КАК ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС ОБУЧАЕМЫХ К МАТЕРИАЛУ?

Гин Анатолий Александрович, консультант-эксперт по теории решения изобретательских задач, руководитель Лаборатории образовательных технологий "Универсальный решатель", главный редактор регулярного сборника статей "Педагогика+ТРИЗ", советует:

1. УДИВЛЯЙ

Хорошо известно: ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Преподаватель может найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

2. ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА

В начале занятия преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта при работе над новым материалом. Загадку можно также дать в конце, чтобы начать с нее следующее занятие.

3. ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА

Преподаватель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Китайская пословица гласит:
Я слышу - и забываю.
Я вижу - и запоминаю.
Я делаю - и начинаю понимать.

На сегодняшний день имеется большое число методов передачи информации, знаний, опыта. Однако все они могут быть поделены на три категории:

1. Сосредоточенные на преподавателе;
2. Индивидуализированные;
3. Интерактивные.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, СОСРЕДОТОЧЕННЫЕ НА ПРЕПОДАВАТЕЛЕ

Преподаватель - преобладающий источник информации с тенденцией к полностью односторонней коммуникации. Это то, что называется "говорящей головой" на телевидении или "мел, урок и монолог" ("talk and chalk") в традиционной лекционной аудитории. Метод эффективен, когда преподаватель хочет передать большой объем информации, синтезированной из разных источников. Может также успешно использоваться для мотивации и эмоционального воздействия на обучаемых.

МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Эти методы предполагают максимальную степень самоуправления обучаемого. Все они могут быть использованы в рамках внеаудиторной работы для обучения специфическим практическим умениям и навыкам или для освоения предварительной исходной информации к занятию. Выполняются обычно в форме текста или реферата.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Термины "интерактивные методы" и "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка. Interactive: inter - между, меж; act - действовать, действие. Таким образом "интерактивный" означает "взаимодействующий" или "находящийся в режиме беседы".
Словосочетание "интерактивные методы" можно перевести как "методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой", а термин "интерактивное обучение" как обучение, построенное на взаимодействии. Другими словами, интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Формы проведения занятий по профилактике ВИЧ/СПИДа:

- Спортивное мероприятие
- Кинолекторий
- Агитбригады
- Тематический спектакль
- Круглый стол
- Ток-шоу
- Аукцион
- Благотворительный концерт
- Вечер вопросов и ответов
- Летние лагеря
- Походы
- Выездные тренинги
- Семинары
- Устные журналы
- Конкурсы, викторины
- Выпуск стенгазет
- Конференции
- Акции
- Марафон
- Открытая кафедра (выбирается любая роль)
- Открытый микрофон
- Ролевая игра "Суд над..."
- Подготовка материалов для СМИ
- Радиотрансляции

Анастасия Кривицкая

<< назад | содержание | далее >>

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову