На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу



Социальная работа / Журнал "Свеча" №2

Церковь и ВИЧ/СПИД

СЛОВО ПАСТЫРЯ

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Председатель Синодальной богословской комиссии

Ситуация с эпидемией ВИЧ/СПИДа, причины ее распространения, а также отношение общества к больным ВИЧ/СПИДом должны побуждать священнослужителей чаше обращаться к данной теме на проповеди. При этом, всемерно обличая грех и бездуховность, являющиеся подлинным источником распространения эпидемии, одновременно следует настаивать на святоотеческом принципе "ненавидь грех, но люби грешника", обличая фарисейство и греховный навык осуждения других.

/Из Концепции участия Русской православной церкви
в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа
и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом./

Теоретическое изучение библейских, богословских, нравственных оснований отношения Церкви к проблеме ВИЧ/СПИДа должно иметь своей целью совершенствование церковной практики как в отношении Церковного Свидетельства, нравственной проповеди, так и в отношении диаконического служения и пастырского душепопечения. Сегодня даже малоинформированный человек знает, что распространение вируса иммунодефицита человека во всем мире за последние два десятилетия (а в последние годы и в странах СНГ) приобрело характер пандемии. Это обстоятельство возводит проблему в ранг важнейших угроз развитию и самому существованию общества, то есть является угрозой национальной безопасности.
Но даже принимая в расчет актуальность и значение этой темы, можно было бы задаться вопросом: разве мало в обществе иных серьезных проблем, которые действительно требуют заботы и внимания Церкви? Зачем Церкви обращать свое внимание на эту тему, не входящую непосредственным образом в ее компетенцию?
Затем, что в ней сфокусированы и переплетены все те проблемы, с которыми сталкивается сегодня наше общество, а именно - задачи социально-экономические, проблемы состояния общественного сознания и морали, отношения к обездоленным и маргинальным слоям общества, вопросы социального неравенства и социальной справедливости, темы становления государства, правового сознания и гражданского общества, мировоззренческие и ценностные позиции и многое другое.
Ответ на вопрос, каковы мотивы для вовлечения Церкви в борьбу с распространением эпидемии ВИЧ/СПИДа, - явным образом связан с тем бесспорным фактом, что появление этой беды стало результатом нравственного упадка общества, роста бездуховности, цинизма, бесчеловечности, ощущения бесцельности жизни. Это касается не только нравственных норм, регулирующих отношения полов, но и утраты обществом фундаментальных ценностных ориентиров, следствием чего становится массовое распространение употребления наркотиков.
Церковь как институт не участвует в общественно-политической деятельности. Церковь отделена от государства и дистанцирована от политики, но она не отделена от общества и происходящих в нем процессов. Церковь считает своим долгом давать нравственную оценку происходящему в обществе. То есть сфера взаимодействия Церкви и государства, Церкви и политики, Церкви и общественной жизни затрагивает, прежде всего, круг нравственно-ценностных проблем с применяемыми в этой области инструментами нравственной оценки, убеждения, призыва. Именно в этом пространстве непосредственного диалога с обществом и государством, пространстве проповеди и воззвания у Церкви существует значимый нравственный ресурс для оказания влияния на происходящие процессы. Это и непосредственное обращение к исполнительной и законодательной власти, и отстаивание своей позиции на площадках общественной дискуссии, в том числе и в средствах массовой информации.
Призыв Церкви к власти и обществу адресован не только христианам, но и всем гражданам, ибо Церковь в своем обращении к обществу утверждает фундаментальные человеческие ценности, обличает нравственную деградацию и несправедливость.
Церковь, следующая заповеди своего Господа о любви к ближнему, могла бы возвысить свой голос против маргинализации и стигматизации ВИЧ-инфицированных в обществе. По-видимому, необходимо прямо сказать, что проблема ВИЧ - это проблема не какой-то группы людей, чуждых обществу и заслуживающих лишь презрения и изоляции. Пандемия ВИЧ/СПИДа является болезнью всего общества, она делает явными те общественные болезни и пороки, которые были скрыты до ее начала.
Церкви надлежит со всей серьезностью отнестись к вызывающему серьезные раздумья потенциалу негативного отношения общества к ВИЧ-инфицированным. В этом нужно видеть, с одной стороны, мрачное наследие тоталитарного прошлого с его культом стадной морали и ксенофобии, с другой стороны - результат разъедающего души людей цинизма и разгула беззакония, коррупции, преступности, культа наживы, широко распространившихся за последнее десятилетие.
Церковь со всей ясностью утверждает, что будущее для наших народов возможно лишь в том случае, если наше развитие будет происходить на основе укрепления нравственных начал, станет плодом единения общества и его духовной мобилизации. Вот почему негативное и безразличное отношение к больным столь опасно: оно является показателем обратной тенденции -тенденции саморазрушения.
Лишь религиозная мотивация может быть прочным фундаментом здоровой нравственности, а значит, и крепости общества.
За последние годы широко развилась диаконическая деятельность, социальное служение Церкви. Как правило, эта работа осуществляется на приходском уровне, на уровне сестричеств скромными и простыми церковными тружениками. Еше до всякого официального объявления обшецерковной программы по работе с ВИЧ-инфицированными эта деятельность была начата во многих приходах, и сейчас в ней реализуется уже немало церковных инициатив. Конечно, их удельный вес невелик в общем объеме задач, стоящих перед государственной социальной сферой, но здесь большое значение может иметь эффект доброго примера. Ведь успех церковных диаконических инициатив связан по большей части с тем, что работа в них изначально строится на нравственной мотивации и на ценности заботы о ближнем.
Но все вышеперечисленное относится скорее к внешней деятельности Церкви - к нравственной проповеди, миссии и общественному служению страждущим. Не менее серьезной проблемой является и проблема отношения к больным ВИЧ в самой Церкви. Эта проблема включает в себя и особенности душепопечения, и отношение общины к отдельным больным и к проблеме в целом.
Но этот вопрос, помимо церковно-практических своих аспектов, включает и серьезный пласт задач богословского характера.
Синодальная Богословская комиссия инициировала обшеиерковное обсуждение антропологической проблематики. В ходе подготовки и проведения обшеиерковной конференции "Учение Церкви о человеке", состоявшейся в ноябре 2001 года, был вскрыт целый ряд серьезных проблем, стоящих перед церковной наукой и служением, имеющих антропологические корни. В частности, это касается вопроса духовного смысла человеческого здоровья и болезни в контексте цели и смысла человеческого бытия в целом. Следует ли рассматривать болезнь как кару за грех, а здоровье как награду за праведность? Каково учение Священного Писания и Святых отцов по этому поводу?
Сегодняшнее общество переживает своего рода "антропологический кризис" и все более утрачивает целостное восприятие человека. В этих обстоятельствах ясное свидетельство Церкви о непреходящем достоинстве человеческого существования, о предназначении человека и о смысле его бытия должно стать важным фактором укрепления наших национальных духовных основ.

Из выступления на научно-практическом семинаре "Богословские, этические, пастырские аспекты
участия Русской православной церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа" 24. 12. 2002 г.

<< назад | далее >>

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову