«Дневные стационары для взрослых с умственными ограничениями».
Обучающие семинары для руководящего состава социальных центров и профессорско-преподавательского состава, работающих в системе образования и повышения квалификации РБ.
Структурообразующий проект
А. Цель проекта (отрывок из заявки на проект)
Для 25 руководителей, работающих во вновь созданных отделениях дневного пребывания взрослых с умственными и множественными ограничениями социальных центров Беларуси, а также для 5 руководящих сотрудников из области неправительственных организаций предлагается 18 месячная программа повышения квалификации. Общее количество дней - 12. Программа разделена на 4 этапа для курсов и работы в маленьких группах и представляет собой пилотный проект, реализуемый в тесном сотрудничестве с институтом повышения квалификации министерства труда и социальной защиты РБ. Руководители социальных центров привлекаются к участию в проекте на определенных этапах. Профессорско-преподавательскому ИПК и системы университетского образования РБ предлагается семинар для ознакомления с теоретическими и практическими новшествами.
Этот проект призван стать структурообразующим для повышения квалификации в такой новой, но одновременно центральной сферы деятельности, какой является помощь людям с ограничениями.
Б. Описание и реализация проекта
1. Повышение квалификации руководящих работников из государственных учреждений в Республике Беларусь может проводиться только при условии, если формальную ответственность за проведение этих мероприятий возьмет на себя Институт, подчиненный министерству. Одновременно, со стороны государственных структур высказывалось мнение о том, что новые идеи немецких партнеров необходимы и желательны. Это пожелание высказывалось еще и потому, что некоторые ответственные работники министерства уже ознакомились с практикой работы немецких партнеров в области помощи людям с ограничениями.
Кооперация между различными партнерами будет, скорее всего, реализовываться таким образом, чтобы формально проведение мероприятий по повышению квалификации происходило под патронажем ИПК. Совместное руководство организационной и содержательной сторонами проекта будут осуществлять немецкие и белорусские неправительственные организации с одной стороны, и государственным институтом в Минске, с другой стороны. При этом оргвопросы при проведении ознакомительного и заключительного семинаров будут решаться в основном белорусскими неправительственными организациями и немецкими партнерами, а при проведении промежуточных семинаров – ИПК.
2. После одобрения и утверждения проекта должен быть образован Совет специалистов, в котором будут сотрудничать представители государственных учреждений, неправительственных организаций, церковных социальных служб, включая немецких партнеров. В соответствии с этим должен быть разработан договор о партнерстве и кооперации.
Родительская организация БелАПДиМИ и обе церковные организации социальной помощи (Мастерские для людей с особенностями психофизического развития прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (г.Минск) с ее 86 рабочими местами и мини-интернат для молодежи с умственными ограничениями (10 мест) прихода Рождества Пресвятой Богородицы (п.Тарасово) активно и на равных участвуют на всех этапах планирования, разработки и реализации заявленного проекта по повышению квалификации. Со стороны немецкого партнера проекта привносятся ноу-хау и накопленный опыт в области социально-педагогического повышения квалификации для сотрудников социальных центров и общежитий для людей с ограничениями.
Белорусские специалисты из БЕЛАПДИМИ и церковных организаций социальной помощи участвуют в проекте в качестве компетентных докладчиков и референтов, а также в качестве обучающих и руководителей курсов и учебных групп. (Это удачное сочетание, т.к. руководительница мастерской для людей с ограничениями является дипломированным психологом и одновременно преподавателем вуза, а руководитель общежития – руководителем практики и преподавателем в образовательном учреждении по социальной педагогике московского университета, в его минском отделении).
Тот практический опыт, которые накопили обе неправительственные организации (мастерские, интегрированное мини-общежитие, и которые можно назвать проектами-маяками, включается в мероприятия по повышению квалификации в виде посещения этих центров, перенятия опыта работы в них и практического обучения.
Немецкие референты, практикующие в области помощи людям с ограничениями, а также доценты вузов и университетов будут участвовать в запланированных мероприятиях в качестве референтов. Немецкие стандартные тексты по теме «Работа и организация свободного времени людей с умственными ограничениями» будут переводиться на русский язык в качестве учебных материалов и будут изданы в качестве русскоязычного учебника-справочника.
Белорусские и, прежде всего, немецкие партнеры по проекту при планировании и проведении мероприятий будут обращать внимание на применение интерактивных методов обучения и практического применения знаний, а также на методы, дающие возможность решения проблемы. При этом масштабом для всех семинаров и практических занятий должно служить возможность дальнейшего развития и совершенствования накопленного практического опыта.
Для немецкого заявителя проекта родительская организация БЕЛАПДИМИ является единственным партнером, с которым он совершает все необходимые финансовые вопросы, если таковые не будут решаться самим немецким партнеров непосредственно на месте.
В. Содержательная сторона проекта
1. Ознакомительный семинар (5 дней). Сроки – март-апрель 2009
1-й день
Типы дневного пребывания взрослых людей с ограничениями в Беларуси, Российской Федерации и Германии – Какие цели преследуют эти типы?
Нормативно-правовые и организационные основы деятельности мастерских для людей с тяжелыми и множественными ограничениями в Беларуси и Германии. Конвенция ООН о правах людей, имеющих ограничения.
Каковы требования к руководству и сотрудникам мастерских, центров дневного пребывания и местах занятости людей с ограничениями? Профиль специалиста и его компетенции.
Обзор содержания, методов и структуры семинара, включая литературу, рабочие материалы, стандартизованные вспомогательные средства.
2-й – 4-й дни
Практические и научные импульсы для дальнейшего развития способностей взрослых с ограничениями, для их занятости и для их социальной и общественной интеграции.
2-й день
Основная информация об основных видах нарушения развития (Реферат - рабочие материалы – дискуссия)
Каким мы видим человека с ограничениями, и какие концепции в деле помощи таким людям могут быть эффективными? (Реферат, материалы, анализ имеющихся текстов)
Как нам лучше понять жизненную историю и потребности взрослого человека с особенностями развития? Какие методы и подходы мы можем использовать в работе с ними? (например, ICF (Международная классификация функционирования, ограничений и здоровья).
3-й день
Задачи и цели в области помощи взрослым с умственными и множественными ограничениями. Основные идеи в деле оказания помощи. Возможности интеграции в трудовой, профессиональной сфере и в жизни общества. Всеобщие права людей с ограничениями, провозглашенные ООН.
Значимость труда как осмысленной деятельности в деле помощи взрослым с тяжелыми и множественными ограничениями.
Ознакомление с возможностями выполнения трудовой деятельности у людей с умственными и тяжелыми ограничениями.
4-й день
Экскурсия в мастерские, центры дневного пребывания и отделения этих центров в минском регионе.
Выбор трудовой деятельности при учете способностей и возможностей людей с ограничениями. Обзор методических материалов.
Организация мастерских, соответствующих работающему там контингенту, центров дневного пребывания, клубов свободного времени для людей с ограничениями в Германии и Беларуси.
5-й день
Обучение на практике. Основы обучения с ориентацией на проект. Введение в методику самоорганизующегося обучения с элементами супервизии. Создание обучающихся групп.
Составление задания для обучающихся групп для 1-й фазы проекта (описание клиентов моего отделения, что ожидают и в чем потребности людей с ограничениями в моем отделении, нормативные условия, что ожидает от моего отделения администрация органов соцобеспечения, родители, спецшколы).
Стандартизация документации при работе над проектом и в обучающихся группах.
2. Обучающиеся группы (май 2009, июнь 2009)
5-6 групп по 5-7 человек в каждой, один день занятий по проекту в месяц (с 10.00 до 15.00).
Индивидуальные и групповые занятия. Описание исходной ситуации: клиенты, условия их размещения и проживания. Запросы и ожидания со стороны окружающей среды (школы, корректирующие центры, родители, органы социальной защиты).
Формирование целей для собственного поля деятельности.
3. Промежуточный семинар: 3 дня (сентябрь 2009)
1-й день
Презентация и дискуссия в обучающихся группах после заслушивания сообщений о личном опыте работы с людьми с ограничениями.
Опираясь на интересные сообщения провести углубленную дискуссию и повторение основных принципиальных вопросов: образ человека с ограничениями, концепции для организации центров дневного пребывания. Каких результатов мы ожидаем от работы центров дневного пребывания и какие условия там должны быть созданы.
2-й день
План содействия развитию человека с ограничениями (область профессиональной подготовки, область занятости, область креативного творчества людей с ограничениями).
Содействие в развитии с помощью труда, образования и социально-педагогических мероприятий (с применением «Международной классификации функциональности, ограничений и здоровья» (ICF).
Методы и рабочие приемы по ведению документации.
Отчеты об успехах реабилитации.
3-й день
Центры дневного пребывания как место проживания и обучения.
Организация и оборудование окружающей среды, окружающей обстановки с учетом педагогических, организационных и терапевтических моментов.
Основы для индивидуального оборудования рабочего места с целью успешного протекания рабочих процессов.
Гигиена труда и мероприятия по охране труда в мастерских, оборудованных специально для работы людей с ограничениями.
Задания для обучающихся групп.
4. Обучающиеся группы (ноябрь 2009)
Формулировка мероприятий для практических действий и обсуждение планов их реализации. Составление плана мероприятий для усовершенствования собственной практики. Что необходимо для претворения в жизнь намеченных мероприятий и целей (материалы, вспомогательные средства и т.д.)? Темами проекта могут, например, быть: создание группы по пошиву одежды, курсы по изучению каких-либо умений, например, умений вести домашнее хозяйство, ориентация в городе, где я живу, обхождение с родителями и членами семьи и мн.др.
5. Промежуточный семинар: 2 дня (декабрь 2009)
1-й день
Сообщения из обучающихся групп: озвучивание тем проекта для углубления (следующие темы могут быть альтернативными).
Центр дневного пребывания/центр дневного пребывания как место развития человека с ограничениями и его индивидуальных способностей, как место тренировки его бытовых умений, как место участия в профессиональной и общественной жизни. Принципы ежедневного сопровождения.
Обучение социализации в центре дневного пребывания, организация свободного времени, развитие самостоятельности в условиях индивидуального проживания.
Обучение взрослых с ограничениями – задача в сфере помощи людям с ограничениями: отношения между родителями, воспитывающими детей с ограничениями и социальными работниками, занятыми в области работы с людьми с ограничениями. Помощь родителям в развитии их детей и подростков, имеющих ограничения. Методическая помощь в деле организации бесед с родителями (индивидуальные и групповые беседы).
Эрготерапевтические и эргономические размышления по организации соответствующего рабочего места для человека с множественными и тяжелыми ограничениями.
2-й день
Представление и дискуссия отдельных планов проекта, возможность для переработки и изменения плана.
Последующие шаги для реализации планов.
Сотрудники в сфере помощи людям с ограничениями – роль хорошего климата в коллективе социальных работников и их душевное здоровье.
6. Обучающиеся группы (январь, февраль 2010)
Проблемы при реализации проектных планов. Предложения по решению проблемных вопросов. Оценка накопленного опыта и подготовка презентации на заключительном семинаре.
7. Заключительный семинар 5: (2 дня, апрель 2010)
1-й день
Презентация проектов и коллоквиум (совместное обсуждение проектов и их профессиональных аспектов) с гостями (из социальной администрации и министерства).
Научно-практический анализ профессиональных тем, которые явились результатом работы обучающихся групп.
2-й день
Оценка, завершение семинара, вручение участникам обучающихся групп сертификата об окончании курсов.
8. Семинар для профессорско-преподавательского состава (2 дня, декабрь 2009)
Базовые тексты для концепции в сфере помощи людям с особенностями психофизического развития. Введение в дискуссию. Презентация рабочих средств и методов для квалификации сотрудников, занятых в сфере профессиональной реабилитации.
Методика кооперативной самоквалификации – реферат – дискуссия – рабочие материалы.
Место проведения |
Руководство |
Этап проекта |
Руководители отделений |
Руководители социальных центров |
доценты |
ММОЦ |
Нем.партнеры+ бел. партнеры |
Ознакомительный (вводный) семинар |
5 дней |
1 день |
1 день |
ИПК |
ИПК |
2-й этап |
3 дня |
- |
- |
ИПК |
ИПК |
3-й этап |
2 дня |
- |
- |
ММОЦ |
|
Семинар для ППС |
|
|
2 дня |
В регионах? |
|
Обучающиеся группы |
4х в маленьких группах |
|
|
ММОЦ |
Нем.партнеры+ бел. партнеры |
Заключит. семинар и презентация |
2 дня |
1 день |
1 день |
|
всего |
|
12 дней + обучающиеся группы |
2 дня |
4 дня |
|