Error: Incorrect password!
«Дневные стационары для взрослых с умственными ограничениями».
На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Церковные мастерские
Епархиальные организации
Иные организации
Приходские службы
Mастерские для людей с ограничениями


«Дневные стационары для взрослых с умственными ограничениями».
Обучающие семинары для руководящего состава социальных центров и профессорско-преподавательского состава, работающих в системе образования и повышения квалификации РБ.

Структурообразующий проект

А. Цель проекта (отрывок из заявки на проект)

Для 25 руководителей, работающих во вновь созданных отделениях дневного пребывания взрослых с умственными и множественными ограничениями социальных центров Беларуси, а также для 5 руководящих сотрудников из области неправительственных организаций предлагается 18 месячная программа повышения квалификации. Общее количество дней - 12. Программа разделена на 4 этапа для курсов и работы в маленьких группах и представляет собой пилотный проект, реализуемый в тесном сотрудничестве с институтом повышения квалификации министерства труда и социальной защиты РБ. Руководители социальных центров привлекаются к участию в проекте на определенных этапах. Профессорско-преподавательскому ИПК и системы университетского образования РБ предлагается семинар для ознакомления с теоретическими и практическими новшествами. Этот проект призван стать структурообразующим для повышения квалификации в такой новой, но одновременно центральной сферы деятельности, какой является помощь людям с ограничениями.

Б. Описание и реализация проекта

1. Повышение квалификации руководящих работников из государственных учреждений в Республике Беларусь может проводиться только при условии, если формальную ответственность за проведение этих мероприятий возьмет на себя Институт, подчиненный министерству. Одновременно, со стороны государственных структур высказывалось мнение о том, что новые идеи немецких партнеров необходимы и желательны. Это пожелание высказывалось еще и потому, что некоторые ответственные работники министерства уже ознакомились с практикой работы немецких партнеров в области помощи людям с ограничениями.

Кооперация между различными партнерами будет, скорее всего, реализовываться таким образом, чтобы формально проведение мероприятий по повышению квалификации происходило под патронажем ИПК. Совместное руководство организационной и содержательной сторонами проекта будут осуществлять немецкие и белорусские неправительственные организации с одной стороны, и государственным институтом в Минске, с другой стороны. При этом оргвопросы при проведении ознакомительного и заключительного семинаров будут решаться в основном белорусскими неправительственными организациями и немецкими партнерами, а при проведении промежуточных семинаров – ИПК.

2. После одобрения и утверждения проекта должен быть образован Совет специалистов, в котором будут сотрудничать представители государственных учреждений, неправительственных организаций, церковных социальных служб, включая немецких партнеров. В соответствии с этим должен быть разработан договор о партнерстве и кооперации.

Родительская организация БелАПДиМИ и обе церковные организации социальной помощи (Мастерские для людей с особенностями психофизического развития прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (г.Минск) с ее 86 рабочими местами и мини-интернат для молодежи с умственными ограничениями (10 мест) прихода Рождества Пресвятой Богородицы (п.Тарасово) активно и на равных участвуют на всех этапах планирования, разработки и реализации заявленного проекта по повышению квалификации. Со стороны немецкого партнера проекта привносятся ноу-хау и накопленный опыт в области социально-педагогического повышения квалификации для сотрудников социальных центров и общежитий для людей с ограничениями.

Белорусские специалисты из БЕЛАПДИМИ и церковных организаций социальной помощи участвуют в проекте в качестве компетентных докладчиков и референтов, а также в качестве обучающих и руководителей курсов и учебных групп. (Это удачное сочетание, т.к. руководительница мастерской для людей с ограничениями является дипломированным психологом и одновременно преподавателем вуза, а руководитель общежития – руководителем практики и преподавателем в образовательном учреждении по социальной педагогике московского университета, в его минском отделении).

Тот практический опыт, которые накопили обе неправительственные организации (мастерские, интегрированное мини-общежитие, и которые можно назвать проектами-маяками, включается в мероприятия по повышению квалификации в виде посещения этих центров, перенятия опыта работы в них и практического обучения.

Немецкие референты, практикующие в области помощи людям с ограничениями, а также доценты вузов и университетов будут участвовать в запланированных мероприятиях в качестве референтов. Немецкие стандартные тексты по теме «Работа и организация свободного времени людей с умственными ограничениями» будут переводиться на русский язык в качестве учебных материалов и будут изданы в качестве русскоязычного учебника-справочника. Белорусские и, прежде всего, немецкие партнеры по проекту при планировании и проведении мероприятий будут обращать внимание на применение интерактивных методов обучения и практического применения знаний, а также на методы, дающие возможность решения проблемы. При этом масштабом для всех семинаров и практических занятий должно служить возможность дальнейшего развития и совершенствования накопленного практического опыта.

Для немецкого заявителя проекта родительская организация БЕЛАПДИМИ является единственным партнером, с которым он совершает все необходимые финансовые вопросы, если таковые не будут решаться самим немецким партнеров непосредственно на месте.

В. Содержательная сторона проекта

1. Ознакомительный семинар (5 дней). Сроки – март-апрель 2009

1-й день

Типы дневного пребывания взрослых людей с ограничениями в Беларуси, Российской Федерации и Германии – Какие цели преследуют эти типы? Нормативно-правовые и организационные основы деятельности мастерских для людей с тяжелыми и множественными ограничениями в Беларуси и Германии. Конвенция ООН о правах людей, имеющих ограничения. Каковы требования к руководству и сотрудникам мастерских, центров дневного пребывания и местах занятости людей с ограничениями? Профиль специалиста и его компетенции. Обзор содержания, методов и структуры семинара, включая литературу, рабочие материалы, стандартизованные вспомогательные средства.

2-й – 4-й дни

Практические и научные импульсы для дальнейшего развития способностей взрослых с ограничениями, для их занятости и для их социальной и общественной интеграции.

2-й день

Основная информация об основных видах нарушения развития (Реферат - рабочие материалы – дискуссия) Каким мы видим человека с ограничениями, и какие концепции в деле помощи таким людям могут быть эффективными? (Реферат, материалы, анализ имеющихся текстов) Как нам лучше понять жизненную историю и потребности взрослого человека с особенностями развития? Какие методы и подходы мы можем использовать в работе с ними? (например, ICF (Международная классификация функционирования, ограничений и здоровья).

3-й день

Задачи и цели в области помощи взрослым с умственными и множественными ограничениями. Основные идеи в деле оказания помощи. Возможности интеграции в трудовой, профессиональной сфере и в жизни общества. Всеобщие права людей с ограничениями, провозглашенные ООН.

Значимость труда как осмысленной деятельности в деле помощи взрослым с тяжелыми и множественными ограничениями. Ознакомление с возможностями выполнения трудовой деятельности у людей с умственными и тяжелыми ограничениями.

4-й день

Экскурсия в мастерские, центры дневного пребывания и отделения этих центров в минском регионе. Выбор трудовой деятельности при учете способностей и возможностей людей с ограничениями. Обзор методических материалов. Организация мастерских, соответствующих работающему там контингенту, центров дневного пребывания, клубов свободного времени для людей с ограничениями в Германии и Беларуси.

5-й день

Обучение на практике. Основы обучения с ориентацией на проект. Введение в методику самоорганизующегося обучения с элементами супервизии. Создание обучающихся групп. Составление задания для обучающихся групп для 1-й фазы проекта (описание клиентов моего отделения, что ожидают и в чем потребности людей с ограничениями в моем отделении, нормативные условия, что ожидает от моего отделения администрация органов соцобеспечения, родители, спецшколы). Стандартизация документации при работе над проектом и в обучающихся группах.

2. Обучающиеся группы (май 2009, июнь 2009) 5-6 групп по 5-7 человек в каждой, один день занятий по проекту в месяц (с 10.00 до 15.00). Индивидуальные и групповые занятия. Описание исходной ситуации: клиенты, условия их размещения и проживания. Запросы и ожидания со стороны окружающей среды (школы, корректирующие центры, родители, органы социальной защиты). Формирование целей для собственного поля деятельности.

3. Промежуточный семинар: 3 дня (сентябрь 2009)

1-й день

Презентация и дискуссия в обучающихся группах после заслушивания сообщений о личном опыте работы с людьми с ограничениями. Опираясь на интересные сообщения провести углубленную дискуссию и повторение основных принципиальных вопросов: образ человека с ограничениями, концепции для организации центров дневного пребывания. Каких результатов мы ожидаем от работы центров дневного пребывания и какие условия там должны быть созданы.

2-й день

План содействия развитию человека с ограничениями (область профессиональной подготовки, область занятости, область креативного творчества людей с ограничениями). Содействие в развитии с помощью труда, образования и социально-педагогических мероприятий (с применением «Международной классификации функциональности, ограничений и здоровья» (ICF). Методы и рабочие приемы по ведению документации. Отчеты об успехах реабилитации.

3-й день

Центры дневного пребывания как место проживания и обучения. Организация и оборудование окружающей среды, окружающей обстановки с учетом педагогических, организационных и терапевтических моментов. Основы для индивидуального оборудования рабочего места с целью успешного протекания рабочих процессов. Гигиена труда и мероприятия по охране труда в мастерских, оборудованных специально для работы людей с ограничениями. Задания для обучающихся групп.

4. Обучающиеся группы (ноябрь 2009)

Формулировка мероприятий для практических действий и обсуждение планов их реализации. Составление плана мероприятий для усовершенствования собственной практики. Что необходимо для претворения в жизнь намеченных мероприятий и целей (материалы, вспомогательные средства и т.д.)? Темами проекта могут, например, быть: создание группы по пошиву одежды, курсы по изучению каких-либо умений, например, умений вести домашнее хозяйство, ориентация в городе, где я живу, обхождение с родителями и членами семьи и мн.др.

5. Промежуточный семинар: 2 дня (декабрь 2009)

1-й день

Сообщения из обучающихся групп: озвучивание тем проекта для углубления (следующие темы могут быть альтернативными). Центр дневного пребывания/центр дневного пребывания как место развития человека с ограничениями и его индивидуальных способностей, как место тренировки его бытовых умений, как место участия в профессиональной и общественной жизни. Принципы ежедневного сопровождения.

Обучение социализации в центре дневного пребывания, организация свободного времени, развитие самостоятельности в условиях индивидуального проживания.

Обучение взрослых с ограничениями – задача в сфере помощи людям с ограничениями: отношения между родителями, воспитывающими детей с ограничениями и социальными работниками, занятыми в области работы с людьми с ограничениями. Помощь родителям в развитии их детей и подростков, имеющих ограничения. Методическая помощь в деле организации бесед с родителями (индивидуальные и групповые беседы). Эрготерапевтические и эргономические размышления по организации соответствующего рабочего места для человека с множественными и тяжелыми ограничениями.

2-й день

Представление и дискуссия отдельных планов проекта, возможность для переработки и изменения плана. Последующие шаги для реализации планов. Сотрудники в сфере помощи людям с ограничениями – роль хорошего климата в коллективе социальных работников и их душевное здоровье.

6. Обучающиеся группы (январь, февраль 2010)

Проблемы при реализации проектных планов. Предложения по решению проблемных вопросов. Оценка накопленного опыта и подготовка презентации на заключительном семинаре.

7. Заключительный семинар 5: (2 дня, апрель 2010)

1-й день

Презентация проектов и коллоквиум (совместное обсуждение проектов и их профессиональных аспектов) с гостями (из социальной администрации и министерства). Научно-практический анализ профессиональных тем, которые явились результатом работы обучающихся групп.

2-й день

Оценка, завершение семинара, вручение участникам обучающихся групп сертификата об окончании курсов.

8. Семинар для профессорско-преподавательского состава (2 дня, декабрь 2009)

Базовые тексты для концепции в сфере помощи людям с особенностями психофизического развития. Введение в дискуссию. Презентация рабочих средств и методов для квалификации сотрудников, занятых в сфере профессиональной реабилитации. Методика кооперативной самоквалификации – реферат – дискуссия – рабочие материалы.

Место проведения

Руководство

Этап проекта

Руководители отделений

Руководители социальных центров

доценты

ММОЦ

Нем.партнеры+ бел. партнеры

Ознакомительный (вводный) семинар

5 дней

1 день

1 день

ИПК

ИПК

2-й этап

3 дня

-

-

ИПК

ИПК

3-й этап

2 дня

-

-

ММОЦ

 

Семинар для ППС

 

 

2 дня

В регионах?

 

Обучающиеся группы

4х в маленьких группах

 

 

ММОЦ

Нем.партнеры+ бел. партнеры

Заключит. семинар и презентация

2 дня

1 день

1 день

 

всего

 

12 дней + обучающиеся группы

2 дня

4 дня




В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен www.akavita.by