Error: Incorrect password!
Пути распространения радикальных идей среди мусульман Беларуси. Агеенкова Е.К.:.sobor.by
На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Церковные мастерские
Епархиальные организации
Иные организации
Приходские службы

Агеенкова Е.К.,
эксперт Аппарата уполномоченного
по делам религий и национальностей
при СМ Республики Беларусь

Пути распространения радикальных идей
среди мусульман Беларуси
тезисы доклада на конференции «ДИАЛОГ ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА
В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ» (25–27 октября 2007 года, Минск)


На территории Беларуси всегда проживали мусульмане, которые мирно сосуществовали с представителями традиционных церквей и других конфессий. В Законе РБ “О свободе вероисповедания и религиозных организациях” в Статье 1 подчеркнуто, что он “…определяет правовые основы создания и деятельности религиозных организаций исходя из: …..неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама”.

Однако эта формулировка относится к той форме ислама, которая была завезена в Белоруссию ее носителями (в основном татарами), которые вместе с белорусским народом прошли нелегкий путь формирования и становления государства Республика Беларусь. В результате сформировалась уникальная общность граждан Беларуси, исповедующих ислам и которые относят себя к суннитам-ханафитам.

Эта общность с начала 90-х годов стала ареной пропаганды различных направлений ислама, не являющихся традиционными для Беларуси.

Анализ современной мусульманской литературы, распространенной в Беларуси позволяет сделать вывод, что большая их часть представляет собой источники, излагающие символы веры, или в которых излагаются основы ислама. Данная литература является неотъемлемой частью культурного наследия народов, исповедующего ислам, и способствующей их духовному становлению.

Однако часть материалов можно отнести к источникам, имеющих экстремистскую направленность или, при определенных условиях, способных провоцировать развитие процессов, которые могут представлять опасность и вред для белорусского общества.

Анализ этих источников выделить три группы содержащейся в них информации.

1. Материалы, в которых содержится призывы к осуществлению экстремистской деятельности (призывы уничтожению руководителей тех арабских стран, которые сотрудничают с западными странами; призывы к джихаду, как к борьбе против иноверцев; призывы к мировой экспансии ислама; призывы к созданию великого халифата, что неизбежно приведет к борьбе за власть за первенство в нем между различными направлениями ислама; выражение уничижительного отношения к цивилизации западного типа; призывы к противодействию светской и немусульманской власти; принижение символов веры других религий; прославление радикальных лидеров и групп, осуществлявших свою деятельность в мусульманских странах).

2. Материалы, в которых содержится информация, содержащая призывы к участию мусульман Беларуси в политической или религиозной деятельности в других странах.

3. Материалы, в которых содержится нейтральная информация общественного, религиозного, культурного и иного характера, которая при определенных условиях могут провоцировать развитие процессов, представляющие опасность для нашего общества. Это материалы, представляют собой пропаганду иных, чем сформированные на территории Беларуси направления ислама и являющихся государственными религиями иных государств.

Этот аспект можно рассматривать с двух позиций.

Во-первых, насколько согласована правовая модель (мазхаб) того направления ислама, которое исповедуют мусульмане Беларуси с ее законодательством.

Во-вторых, насколько согласована правовая модель тех или иных направлений ислама, распространяемых среди мусульман Беларуси, с:

- правовой моделью ислама, являющегося традиционным для ее мусульманских общин,

- законодательством Беларуси.

Необходимо отметить, что ханафитский мазхаб, принятый среди мусульман Беларуси является наиболее гибким и либеральным среди других мазхабов и наиболее приспособленным для адаптации в странах, где ислам не является ведущей религией.

В связи с этим ориентация белорусских мусульман на ханафистский мазхаб позволяет им без ущерба для их верования соблюдать законы Республики Беларусь, которые являются светскими.

Однако, в настоящее время в Беларуси развернулась обширная миссионерская деятельность представителей иных мазхабов. и распространение их литературных источников.

Усугубляет, с нашей точки зрения, проблему “зашифрованности” пропаганды радикальных исламистских идей два аспекта:

1) новые принципы распространения ислама

2) общая неосведомленность последователей ислама в основных положениях своей религии

Распространение радикальных и экстремистских идей ислама опирается на те же принципы, которые используются современными сектантскими организациями и движениями. Они прикрыты вполне благопристойной деятельностью. Если современные религиозные секты западной ориентации на первоначальных этапах вовлечения последователей используют их просвещение в области психологии, философии, науки, истории, экологии, здорового образа жизни и др., то радикальные исламисты предлагают, вполне легально и обоснованно, изучение Корана. Однако, часто изучение ислама иногда является только начальной стадией посвящения неофитов в экстремистскую деятельность. На это указывают многие исследователи феномена усиления религиозного экстремизма на Северном Кавказе.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен www.akavita.by