Error: Incorrect password!
Образ святой преподобной Евфросинии Полоцкой – просветительницы Белой Руси в гимнографии XII – XX столетий. Густова Л.А.
На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Церковные мастерские
Епархиальные организации
Иные организации
Приходские службы
ИСКУССТВА/ПУБЛИКАЦИИ

Густова Л.А.,

кандидат искусствоведения,
доцент БГУ культуры и искусств
автор проекта и художественный руководитель проекта
Международный фестиваль Православных Песнопений

Образ святой преподобной Евфросинии Полоцкой – просветительницы Белой Руси в гимнографии XII – XX столетий


Более 800 лет на землях Белой Руси воссияла слава княжны Полоцкой, преподобной Евфросинии, первосвятительницы Полоцкой земли.

Житие св. Евфросинии известно в рукописи второй половины XVI века, а создано оно было предположительно до 1187 г. [3, с. 36]. По обилию исторических подробностей Жития можно сделать вывод о том, с какой любовью и бережностью почтительные современники и потомки сохранили и донесли до нас образ Преподобной. В XVI в. были созданы две редакции Жития, а спустя еще два столетия свт.Дмитрием Ростовским был создан новый вариант Жития Преподобной, изложенный в Великих Четьих-Минеях, составленных святителем [2]1.

Как явствует из вышеназванного Жития преподобной Евфросинии, игумени Полоцкой, после кончины блаженной в Иерусалиме в 1173 г., сопровождавшие ее брат Давид и родственница Евпраксия возвратились в родной Полоцк, неся весть о кончине и честном погребении Преподобной. «Оплакав кончину блаженной Евфросинии, все постановили каждогодно совершать память ея во славу Отца, Сына и Святаго Духа…» [2, с.13]. Тогда же, в конце XII в. появляется первые песнопения Преподобной.

Гимнография первой святой Белой Руси формировалась в течение семи веков. Уже только этот факт говорит о великом почитании и восхищении как современников, так и потомков подвигом жизни святой преподобной Евфросинии Полоцкой. Что же восхищало современников подвига Преподобной, чем восторгались православные христиане в более позднее время, вчитываясь в строки Жития и молясь ко святой Евфросинии, прося помощи и заступления. Источником, питавшим благодарную память современников Преподобной стало непреходящее чувство материнской опеки княжны над своими подданными. И это чувство материнской опеки живо и поныне в сердцах почитающих Преподобную: «Придите, людие полотския страны, молебными песньми нашея заступницы и покровительницы честное перенесение радостно восхвалим» воспевает Церковь в день перенесения мощей преп. Евфросинии 19 мая 1910 г. из Киева в Полоцк [6,5].

Круг песнопений, предназначенный для воспевания Преподобной, составляют две службы (память св. Евфросинии 23 мая 2 и на перенесение честных мощей св. Евфросинии 19 апреля 1910 г.), и включает в себя:

  • сорок пять стихир, в том числе: 28 – из майской службы памяти Преподобной 2, 4, 6, 7 и гласов); 17 – из службы на перенесение честных мощей св. Евфросинии (1, 4, 5, 6, 8 гласов);
  • три тропаря – «Подражая дванадесятолетна» (на Вечерне и Утрене службы майской службы памяти) гл. 4, «Богатство свое» гл. 4 (на Вечерне майской службы по «Ныне отпущаеши» обозначен как «ин тропарь»); и «Веселися, земля Полотская», гл. 3 (на Вечерне и Утрене службы на перенесение);
  • три кондака – «Превитавша от земли Полотския – по 3-ей песне Канона из службы памяти Преподобной и «Избранней Богом» гл.8 по 6-ой песне того же Канона; «Верою и любовию» гл.8 – по 6-ой песне Канона перенесения;
  • два икоса «Премудрость Соломон приим» гл.8 по 3-ей песне Канона из службы памяти Преподобной, память гл.4, «Ангельски на земли» гл. 8 по 6-ой песне Канона из службы памяти Преподобной и по 6-ой песне Канона из службы перенесения;
  • десять седальнов – из службы памяти Преподобной: «Заповеди Господни» гл.1 по 1-м стихословии, «Девства чистотою» гл.1 по 2-м стихословии, «Просияла еси» гл.8 по полиелее и «Ангельского видения» гл.4 по 3 песне Канона; из службы на перенесение: «Пресветлое перенесение» гл.1 по 1-м стихословии, «Житие во Иерусалиме» гл.4 по 2-м стихословии, «Прославляет, мати» гл.8 по полиелее, «Пресветлая и светоносная» гл. 5 по 3 песне Канона;
  • два светильна из службы памяти «Преподобная Евфросиние» гл.8 и на перенесение «Равноангельно поживши» гл.8;
  • два канона: шестого гласа из службы памяти, в котором сорок тропарей, посвященных подвигам св. преп. Ефвросинии Полоцкой и пятого гласа из службы на перенесение мощей Преподобной, в котором 24 тропаря, воспевающие честное житие Преподобной;
  • акафист.

Состав древней гимнографии Преподобной включает в себя стихиры вечерни, славники, полные нотированные богослужебные певческие циклы (без канонов).

Петербургский исследователь Н.С.Серегина утверждает, что еще в домонгольское время был создан Канон св.Евфросинии, т.е. одновременно со «Словом о полку Игореве» [5, 125]3. Позвольте не согласиться с этим мнением.

Зав. библиотекой Св.-Ефвфросиниевского Полоцкого монастыря передала нам ксерокопию древней рукописи части Утрени из службы преп.Сергию Радонежскому и преп.Евфросинии, утверждая, что Канон, который помещен на с. 272– 277 (тот самый, о котором пришет Н.Серегина) и стихиры («на хвалитех») на с. 277-278, относятся к древней гимнографии преп.Евфросинии Полоцкой. Изучив данный фрагмент, мы пришли к выводу, что это утверждение – спорный и недоказуемый факт. В данном Каноне отсутствуют упоминание конкретных исторических и житийных реалий, географических точек, которыми изобилуют все песнопения Преподобной Евфросинии Полоцкой и что свойственно древнерусской гимнографии. Можно предположить, что Канон посвящен преп. Евфросинии Александрийской, память которой празднуется в один день с памятью преп. Сергия Радонежского, 25 сентября4. Принимая во внимание тот факт, что в богослужебных сборниках объединяются только песнопения одного дня, можно с уверенность утверждать, что данный канон не имеет отношения к прославлению белорусской святой, память которой празднуется в другой день церковного года.

Н.Серегиной выявлена нотированная стихира «Придите, любомудрьнии», которая находится в пергаменном стихираре конца XII в.[5, 129–130; 3, 36]5. Нет сомнения, что текст этой стихиры, первого известного нам песнопения, посвященного памяти Преподобной Евфросинии, был создан вскоре кончины Преподобной в Иерусалиме, когда еще не притерпелась боль утраты, когда слезы наполняли глаза только при упоминании дорогого сердцу имени. Эта стихира, вероятно была создана в одной из полоцких обителей. А.Мельников предполагает, что это могли быть либо Свято-Преображенский, либо Богородичен монастырь [3, 29]6.

Вот текст стихиры из списка конца XII в.7 : «Придите, любомудрении песнеми богокрасными воспоимо достохвални и смирении Евфросиние всечестне и осеняющи древа неизреченно копанное корение роусскои земли полотьска града ублажимо и источникъ слезъ оумыемся рыдающи и плачюще негли Господь Богь рыдание и плачь восприиметъ и аще и тело ея прия и его же смирения сама изволила и нам молит (вариант: может8 ) дати совокупитеся притекающимъ яко достохвалноу и доброкрасноу молитву ея (вариант: ми ся 9) восприметъ много бо есть и всечестна в судныи день ходящи молю же вы, братие нелениви боудемъ в нощи в день молящися небесному и земномо творцоу яко доухъ святыи послет вождениеи совокоупление блаженнеи Ефросинии и нас избави от сети вражия и спасеть доуша наша»10

В древнем тексте, разумеется, нет ни одной твердой согласной, все согласные огласованы редуцированными гласными Ь и Ъ, текст распет развитым напевом с наличием фит на словах «молящи» и «Творцу», которые подчеркивают глубинный смысл стихиры.

Стихира «Придите, любомудрьнии» может быть условно поделена на три части: I часть – призыв к воспеванию преп.Евфросинии теми, кто любит мудрость Господню; II часть – надежду «притекающих» на то, что Господь «прияв» тело Преподобной, также примет «рыдание и плач» молящихся и поможет «совокупитеся» с ее духом. Древний гимнограф, выражая мнение Церкви, уверен, что Господь воспримет «достохвалную и доброкрасную» молитву Преподобной, которая много может в судный день; III часть стихиры – смысловая реприза, вновь призыв, но еще более эмоционально усиленный с настойчивой просьбой молиться Небесному и земному Творцу об избавлении от сетей вражиих и о самом главном – спасении душ молящихся.

Стихира «Придите, любомудрьнии» обозначена как троегласник, т.е. распевалась тремя гласами попеременно, гласы менялись соответственно частям текста. Подобный принцип распевания текста восходит к греческой традиции смены ихосов в одном песнопении. В русском богослужении эта традиция существовала до конца XVI – начала XVII вв.

Стихира «Придите, любомудрьнии» представляет один из ранних образцов древнерусской гимнографии и носит черты типично славянского творчества: песнопение многословно, молитва переходит в описание эмоционального состояния гимнографа и, таким образом, вносит посторонние элементы в ущерб молитвенному прославлению святости.

В современном богослужении текст стихиры «Придите, любомудрьнии» несколько отличается от текста XII в. Ниже приводится современная редакция текста стихиры из современной Минеи месячной (Месяц май, 23-й день): «Приидите, любомудрьнии, песньми богокрасными воспоим достохвальную и смиренную Евфросинию всечестную и источники слез омыемся рыдающи и плачющи: негли Господь и Бог рыдание и плач восприимет и аще тело и душу ея прия, понеже Его смирения сама изволила еси, нам может дати с духом ея совокупитеся, притекающим, яко достохвальную и доброкрасную молитву ея воспримет, много бо может молитва праведного поспешествуема. Молю же вы, братие, не лениви будем, в нощь и в день молящееся к Небесному и земному Творцу, яко Дух Святый послет в стяжание и молитвами блаженныя Евфросинии нас избавит от сети вражия и спасет души наша». [4, 51].

Текст современной редакции стихиры более понятен и отвечает нормам современного богословия.

В списках XVI–XVII вв. стихира «Придите, любомудрьнии» замыкает собой мини-цикл стихир «на хвалитех» и распевалась шестым гласом. Эта стихира являлась так называемым «Славником», исполнялась «на Славу»11. В современном чине богослужения в память св.преп. Евфросинии Полоцкой эта стихира поется на Утрене после Евангелия по 50-м псалме.

В списке стихихаря, Минее служебной конца XVI – начала XVII вв. находятся стихиры «Ис корене благородна», «Яко виноградо роуской земли», «Умертвивоши тело» (все – 6-го гласа). Эти стихиры датируются концом XVI – началом XVII вв., но по стилю и языку соответствуют уставному стереотипу певческой композиции древнейшего типа, что дало Н.Серегиной право утверждать, что стихиры «Ис корене благородна», «Яко виноградо роуской земли», «Умертвивоши тело» предшествовали стихире «Придите, любомудрении». [5, 129] В современном богослужебном чине на 23 мая стихиры «Ис корене благородна», «Яко виноградо роуской земли», «Умертвивоши тело» поются на Великой Вечерне в ряду стихир на «Господи воззвах», гл.6, на подобен «Тридневен» и являются четвертой, пятой и шестой стихирами в этом цикле.

В этих стихирах прославляется преп. Евфросиния. Подчеркивается, ее благородное происхождение, обращается внимание, что, умертвив тело, Преподобная получила благодатный плод – многие доброты, которые оживляют душу. Во всех стихирах воспевается древний Полоцк – корень, из которого выросла лоза по всей Русской земле (т.е. влияние Преподобной распространилось по всей Руси). Путешествие в Иерусалим и блаженная кончина преподобной описываются с восторгом: пришла в Сион и «все свое богатство раздавши, небесная восприяла». Но внешние действия самой Евфросинии являются отражением и исполнением Божиего промысла: «[Бог] тебе же ныне принесе и преложив в землю обетованную».

Стихира «Придите, любомудрьнии» является первым свидетельством почитания Церковью на Руси преп. Евфросинии Полоцкой. Стихиры XVI–XVII вв. – плод предстательства Преподобной за народ Белой Руси. Все древние песнопения отличают прекрасный язык, яркий образность.

В течение многих веков с благоговением и почитанием взывала Церковь к заступничеству Преподобной перед Господом. До XVI в. память преп. Евфросинии почиталась только в Полоцком княжестве [3, 37]. Самые древние списки службы преп. Евфросинии, известные в настоящее время, относятся к XVII в. Ранние службы не содержат большого количества стихир, что было характерно для богослужений того времени. Со временем растет богатство службы, растет и количество стихир. Списки XVII в. и более поздние включают в себя и древние стихиры (которые становятся общими для всех вариантов). В 1893 г. была утверждена общая служба святой Евфросинии Полоцкой [3, 36].

Служба Преподобныя матере нашея Евфросинии Полотския или Память Преподобной празднуется 23 мая. Песнопения этого цикла отличают гимнографическое богатство, образность, прекрасный поэтический язык, конкретные исторические реалии.

Костяк службы составляют стихиры. О каких талантах Преподобной они рассказывают?

В стихирах на «Господи, воззвах» (гл.6) основное внимание гимнографов сосредоточено на равноангельской земной жизни св.Евфросинии, наполненной постом и молитвами. Сравнение Преподобной с бесплотными ангелами относится как к ее земной жизни («Ангельскому житию подражающи» (II стихира) и «Ангелоподобное житие восприемши» (III стихира), – так и к настоящему времени, ее ангельскому состоянию («Ему же ныне со ангелы предстоящее» (I стихира) и «…ныне со ангельскими чинми водворяющися» (II стихира).

Инны стихиры на «Господи, воззвах» представляют собой три стихиры конца XVI – начала XVII вв. (о них сказано выше)12, и стихиру «Давида и Романа», которая развивает мысль предыдущих трех стихир о княжеском происхождении Преподобной. Сравнивая св.Евфросинию со святыми князьями русскими – мучениками и преподобными, ради Бога совершивших свой подвиг, – гимнограф воспламеняет в душах молящихся патриотические чувства. Какие личности княжили-правили Русской землей!

Славник, заключающий цикл стихир на «Господи, воззвах», рассказывает о нетленных чудотворных мощах Преподобной и заканчивается харизматом – возгласом, характерным для жанра акафиста: «Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная». Этим же возгласом заканчиваются икосы в Акафисте преподобной Евфросинии Полоцкой. Возможно, Славник Великой Вечерни создавался одновременно с Акафистом Преподобной и даже тем же гимнографом.

Стихиры на литии (гл. 7 и 4) повествуют о таких качествах Преподобной как праведность, беспорочность, смирение, чистота, наличие пророческого дара, а паче всего – любовь к Богу. Любовь к Богу так освящала жизнь княжны Полоцкой, что свет этой любви ощущают в Белой Руси и поныне.

В литийной стихире «По долгу ублажаем» (гл. 7) подробно рассказывается про пророчество святой Евфросинии о Кресте13, завещанным ею Полоцкой обители. Напрестольный Крест-мощевик, сделанный по заказу Преподобной ювелиром Лазарем Богшей из драгоценных пород дерева, украшенный драгоценными камнями и финифтью, по завещанию св.Игумени должен был находиться только в Спасо-Преображенском монастыре, который сама преподобная построила по повелению Божию, переданному Ангелом Божиим.14

Для нас, свидетелей исполнения этого пророчества, стихира «По долгу ублажаем» имеет особое значение. Еще и еще раз верующая душа получает предупреждение о наказании святотатства.

В стихирах на стиховне воспеваются подвиги Преподобной, посредством которых Преподобная многих ко Христу привела и «ко спасению наставила». А подвиги эти – кротость, воздержанность во всем, милость к нищим и сиротам, исповедничество Евангелия, ревность ко Православию, пост и молитва.

Заканчивает цикл стихир на Великой Вечерне Славник стихир стиховных, который образует своеобразную арку с первыми стихирами на «Господи, воззвах». В обоих случаях говорится об ангельском чине преподобной Евфросинии, имеющей дерзновение ко Господу. И окончание первых трех стихир и стиховна Славника однотипно: «моли о чтущих … память твою» в стихирах и «молися о совершающих … память твою» в Славнике.

Стихиры Утрени (по прочтении 50-го псалма (гл. 7 и 6) и стихиры на хвалитех (гл.8) развивают тему добровольного принятия преп.Евфросинией и ее сестрами ига Христова и несения Его бремени. Во второй стихире на хвалитех «Христу от Чистыя Девы воплощшемуся» используется прием прямой речи. Преподобная Евфросиния, обращаясь к сестрам своей обители, говорит: «…тесен и прискорбен путь, вводяй в живот, но вечно воздаяние», призывает подвизаться «неленостно», имея помощником самого Христа. Прямая речь св.Евфросинии Полоцкой эмоционально усиливает восприятие данного текста и воспламеняет дух поющих и слушающих тем же чувством, которым горела Преподобная – любовью ко Господу.

Заключает цикл стихир Утрени службы Божией в память преп.Евфросинии Полоцкой хвалитный Славник, в котором подробно повествуется о блаженной кончине первой святой Белой Руси.

Кульминацией службы является Канон (гл. 6), который в поэтической форме подробно излагает фрагменты Жития св.Евфросинии Полоцкой, посвященные построению обители Преподобной. Это и пострижение самой Предиславы, и разговор ее с родителями, и пострижение ее сестры Звениславы, и приход во обитель и пострижение многих девушек, и построение каменной церкви в честь Пеображения Господня, и приобретение для обители иконы Эфесской Божией Матери, писанной евангелистом Лукой. Некоторые тропари Канона почти дословно повторяют строки Жития в изложении свт.Димитрия Ростовского (например, третий тропарь 1-й песни, третий тропарь 6-й песни, третий тропарь 7-й песни, пятый тропарь 9-й песни). В других цитируется Священное Писание или поэтические строки свв. Отцов (например, в пятом тропаре 8-й песни цитируется 136 псалом «На реках Вавилонских», в пятом тропаре 9-й песни – строки из второго тропаря третьей песни Пасхального Канона, творение св. Иоанна Дамаскина).

Остальные песнопения праздника – два тропаря (гл.4), три кондака (гл. 8 и 4), икос, седален (гл.4), три седальна (гл.1 и 8) воспевают подвиги св.Евфросинии и рассказывают о надеждах возлагаемых на Преподобную в повседневном житии. И «чтущих любовью память» ее, не оставляет чувство материнской опеки предстоящей «Престолу Вседержителя» нашей молитвенницы. И как последовала преп. Евфросиния «подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу, учившему во святилищи Божию слову», так и нам, духовным потомкам Преподобной, всему белорусскому народу, следует подражать нашей небесной покровительнице и хранить чистоту душевную и телесную, учиться украшать себя красотою нрава, воздержанием и милосердием.

В начале ХХ в. расширяется количество циклов песнопений, посвященных Преподобной. Появляется Акафист и Служба на перенесение честных мощей Преподобной,

Акафист преподобной матери нашей Евфросинии Полоцкой, написан в период с ноября 1899 – по апрель 1900 иеромонахом Никодимом (+1900), смотрителем Санкт-Петербургского Свято-Александро-Невского училища. Впервые отслужен 13 марта 1901 г. В Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Эмоциональный тонус гимнографических текстов определяет настроение ликования – воспевание, веселие, радование. Текст Акафиста отвечает общепринятым принципам строения этой формы. 13 кондаков и 12 икосов, из которых первые кондак и икос повторяются дважды в зеркальном отражении – в начале акафиста и в конце, образуя, таким образом, т.н. зеркальную репризу. Начало и содержание каждого кондака и икоса повторяет начало кондаков и икосов самого древнего Акафиста Божией Матери, по образу которого составлены и иные Акафисты, посвященные святым, праздникам или иконам Божией Матери.

Акафист воспевает преп. Евфросинии – невесту Христову, ангельским житием показавшую пример для подражания и своим современникам, и потомкам. Все, что связано с земной жизнью св. Евфросинии Полоцкой являет нам образ невесты. И Спасо-Преображенский храм, построенный Преподобной, тоже несет в себе образ невесты. И многие поколения сестер Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в г.Полоцке тоже несут в себе образ Христовой невесты, обручившись Небесному Жениху и посвятив Ему свою жизнь.

В 1910 г. была создана «Служба на перенесение честных мощей преподобныя матерее нашея Евфросинии, княжны Полотския, от Киева во град Полотскъ» [6]. В конце XII в. мощи Преподобной из Иерусалима, из монастыря преп. Феодосия, где они покоились, были перенесены в Киев и почивали семь веков в Дальних пещерах. В 1910 г. по многочисленным просьбам жителей г.Полоцка и по инициативе императора Николая II мощи Преподобной были перенесены в Полоцк. В течение нескольких недель15 продолжалось путешествие честных мощей. Во всех городах, где останавливался торжественный поезд, Преподобную встречали с почестями. Наконец, 23 мая, мощи прибыли к месту своего назначения. На Руси большие церковные праздники праздновались всенародно. Вот и дни перенесения честных мощей Преподобной стали поистине народным, всесословным праздником [7, 84 –98].

Все песнопения «Службы на перенесение честных мощей» носят ликующий характер. Множество харизматов (восклицаний – Радуйся! приближают строение и характер многих стихир к икосам Акафиста. Это начало второй и третьей стихир на «Господи, воззвах», Славник воззвахов, стихира по 50-м псалме. Некоторые песнопения взяты из службы праздника памяти Преподобной 23 мая. Например, икос по 6-й песне канона Перенесения дословно повторяет икос по 6-й песне канона службы 23 мая. Во многих песнопениях молитвенно упоминается Император Николай Александрович (первая стихира на «Господи, воззвах», вторая стихира на Литии, стихира по 50-м псалме, кондак по 6-й песне Канона, тропарь на Славу 9-й песни Канона, первая стихира на хвалитех, которая поется дважды, Славник хвалитных стихир). Таким образом, восемь раз на службе Перенесения честных мощей преп.Евфросинии Церковь молится за Императора Николая Александровича – инициатора священного события.

Лейтмотивом стихир Вечерни – проходит мысль «Киими похвальными песньми ныне ублажим тя» и «Радуйся, земле Полотская, красуйся и ликуй, обитель Спасова». В Стихиры Вечерни, как и в более ранних песнопениях, прославляются подвиги св.Евфросинии, каждое песнопение заключает молитвенный призыв к Преподобной молить Христа Бога «даровать душам нашым велию милость». В стихирах на «Господи воззвах» впервые в гимнографии преп.Евфросинии Полоцкой святая воспевается как нищих предстательница, обидимым защитница и избавительница, скорбящих утешительница. Впервые используются такие сочетание: «умиленно просим», «возопим» и т.п., которые свидетельствует о влиянии художественного стиля сентиментального романтизма на богослужебное искусство (в частности гимнографию) конца XIX – начала ХХ в. И в тот же время именно эти обороты вносят в характеристику образа св.Евфросинии новые черты и освящают новые грани таланта преп. Евфросинии. Во многих песнопениях красной нитью проходит мысль о греховности, омрачении греховными страстьми и искушениями, избавления от которых жаждут от Преподобной. Это новые образы в гимнографии св.Евфросинии.

Главное, о чем повествуют стихиры Вечерни и Утрени – перенесение честных нетленных мощей Преподобной из Киева в Полоцк по ее обетованию не оставить свой город и обитель свою. Некоторые песнопения часто начинаются типичными оборотами: «Придите, …» или «О, преславное чудо», или «Возсия днесь», или «Яко светозарная звезда» и проч., да и в текстах стихир много повторов, узнаваемых оборотов. Но встречаются и высокохудожественные, поэтичные образы, отражающие радость душевную и сердечные чаяния любящих и почитающих св.Евфросинию Полоцкую. Например, в тропаре по Ныне отпущаеши (гл.3) гимнограф называет Преподобную духовной матерью земли Полоцкой и обители Спасовой, которая «яко птица возлете из града Киева и яко горлица обрете гнездо свое во обители древнего удела своего».

Как принято в подобных циклах, кульминацией службы является Канон (гл.5). В Каноне «Службы на перенесение честных мощей» повторяются поэтические образы из Жития св.Евфросинии. Особенно интересна 6-я песня Канона, тропари которой передают поучения Преподобной: «Старыя учила… терпению и воздержанию, юныя же душевней чистоте и безстрастию телесному, говению благообразну, ступанию кротку, гласу смирену, слову благочинну, ядению и питию малу и безмолвну»16. И не просто учила, поет Церковь, а «Научила… юныя при старейших молчати, мудрейших послушати, к старейшим покорение, к меньшим любовь имети, мало вещати, более же разумети»17. А.Мельников отмечает, что преп.Евфросиния была хорошо знакома с учением свв. отцов Церкви, примером чему служит вышеприведенная проповедь Преподобной, изложенная в 6-й песне Канона перенесения. «… эти заповеди частично заимствованы из «Поучения» Василия Кесарийского…» [3, 34].

Все остальные песнопения «Службы на перенесение честных мощей» молитвенно прославляют святость преп.Евфросинии, восхваляют родину Преподобной, место ее подвигов – г.Полоцк и место блаженной кончины святой – Святую Землю, г.Иерусалим, рассказывают о ее деяниях.

Итак, нотированные песнопения св.Евфросинии известны с XII в., они вошли в богослужебные книги уже к XVI в. Русская православная церковная культура сохранила и донесла до настоящего времени рукописное свидетельство почитания первой святой Белой Руси, духовной матери Беларуси, молитвенницы за белорусский народ. Песнопения св.Евфросинии создавались вплоть до первого десятилетия ХХ века. Для всех гимнографов, составлявших песнопения в честь св.Евфросинии игумени Полоцкой эталоном стало ее Житие. В каждом цикле песнопений излагаются жизнь и подвиги святой и воспевается Преподобная и в определенный момент события, и в любой момент жития. Обращение к Преподобной в течение семи веков свидетельствует об отношении к св. Евфросинии как защитнице, заступнице, ревностно оберегающей свою паству.

Главная истина, которая раскрывается в гимнографии Преподобной, свидетельствует о том, что святые наделяются благодатью Господом, совершают подвиги в ответ на внутренний призыв Бога и чудеса творят не сами, а именем Божиим.

Так почитают преп.Евфросинии игуменью Полоцкую в Русской Православной Церкви. Иконы св. Евфросинии находятся в монастырях и приходских храмах не только Беларуси, но и в Северной и Центральной России и богослужения в честь святой Белой Руси совершаются 23 мая (5 июня) во всех храмах Русской православной Церкви.

Святая преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая дает нам пример жизни в тишине молитвы и созерцания. Стремясь к личному духовному совершенствованию, уединившись в монастыре, Преподобная в то же время не оставила попечения о мире, о и ближних своих. И если житие св.Евфросинии живописует ее образ как просветительницы, устроительницы храмов и монастырей, примирительницы междуусобных княжеских распрей, то гимнография Преподобной являет нам образ высоконравственного гражданина своего земного Отечества, жизнью своей и делами украсившая Полоцкую землю, верою и любовию исполняющая свой долг перед Отечеством и своими подданными.

Вот пример жизни и деятельности достойный подражания. Вот личность, чья жизнь и духовный подвиг способны завершить мучительные поиски национальной идеи и стать ее основой.



1 Различные редакции жития св.преп. Евфросинии, игумени Полоцкой создавались в XIX, ХХ вв.
2 даты праздников даются по юлианскому календарю
3 Лозовая И.Е. утверждает, что «Слово» было написано раньше, еще до кончины Преподобной в 1173 г.
4 в этот же день празднуется и память преп. Евфросинии Суздальской. По причине отсутствия вышеназванных реалий, мы не отмечаем и этот Канон как принадлежащий памяти преп. Евфросинии Суздальской.
5 рукопись XII в. представляет собой Триодный стихарь, записанный писцом Иоанном [5, 129].
6 возведен Преподобной в 50-е гг. XII в.
7 в приводимом тексте стихиры редуцированные гласные «ь» и «ъ» заменены соответственно на «е» и «о»
8 РНБ. Капеллы 0-472 (0-4), л. 262–263 об.
9 РГБ, ф. 379, № 65, л. 437–440
10 там же
11 После слов «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу»
12 «Ис корене благородна», «Яко виноградо роуской земли», «Умертвивоши тело»
13 вокруг Креста по велению Преподобной вырезана надпись, в которой сказано, что Крест не должен выносится из монастыря никогда, его нельзя ни продавать, ни отдавать. А кто это сделает, то будет проклят во веки [7, 24].
14 «…однажды … преподобная Евфросиния увидела в сонном видении Ангела Божия, который… повел ее за город к месту, называемым Сельцом… и сказал ей: «Подобает тебе здесь пребывать, потому что Бог через тебя в этом месте многих преведет ко спасению… Такое же видение было епископу Илии. Ему также явился Ангел Божий и сказал: «Веди рабу Божию Евфросинию к церкви Святого Спаса на Сельце и посели ее при той церкви, что бы устроила там обитель посвятивших себе Богу дев, которых Он спасет чрез эту рабу Свою» [7, 13 – 14].
15 с 19 апреля по 23 мая 1910 г.
16 второй тропарь 6-й песни Канона на перенесение честных мощей
17 третий тропарь 6-й песни Канона на перенесение честных мощей

Опубликовано: 1. Вестник Полоцкого Государственного университета/А:Гуманитарные науки.– Новополоцк, 2004.–№10.– С.4–6; 2. Мельников А.А. З неапублікаванай спадчыны: Манаграфіі, артыкулы, вершы, матэрыялы навуковай канферэнцыі, успаміны сучаснікаў / Аляксей Мельнікаў. – Мн.: Выд-ва Чатыры Чвэрці, 2005., С.552 – 565



Библиография
1. Акафистъ преподобней матери нашей Еvфросvнiи, княжне Полоцтей. – Б.м., б.г.
2. Житiе преподобной Ефросинiи Игуменiи Полоцкой, изложенныя по Руководству Четьихъ-Миней св. Димитрия Ростовского.– СПб, 1992.
3. Мельников А. Путь непечален: исторические свидетельства о святости Белой Руси. – Минск: Изд-во Белорусской Православной Церкви, 1992 г.
4. Минея. Месяц май 23-й день. [Служба] Преподобныя матерее нашея Евфросинии Полотския.– С.44–61
5. Серегина Н. Стихиры Евфросинии Полоцкой//
6. Служба на перенесение честных мощей преподобныя матере нашея Евфросинии, княжны Полотския от града Киева во град Полотск.–СПб: Синодальная типография.– 1911.
7. Житие преподобной Евфросинии, игумени Полоцкой. Перенесение мощей. Современные чудеса. – Минск: изд-во Белорусского Экзархата, 1998.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен www.akavita.by