sobor.by/новости Новости прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Минск

<< Март | 1-15 | 16-31 |

НОВОСТИ

Март 2017


25 АПРЕЛЯ 2017 (Вторник)

Иерей Сергий Пыск: Радоница - день радости, а не печалиРадоница – день поминовения усопших. Этот день отличается тем, что поминовение усопших сопряжено не столько с днём траура, со скорбью, сколько с днём радости.

Поминая усопших сродников, молясь за них в храме, приходя на кладбище, посещая их могилы, мы не оставляем веру в то, что всякий христианин, верующий во Христа, так же с Ним, в своё время, воскреснет. Для нас поминовение усопших сродников – это святой долг, потому что сам человек уже не может приносить Богу жертву добрых дел и милостыни. Если мы молимся за наших умерших, мы должны и жизнь свою проводить так, чтобы молитва наша была угодна Богу. Главное – это молитва, а не какие-то "народно-нецерковные" обычаи. Печально, что мы видим последствие безбожия, какой-то полуязыческий мистицизм. "Мы здесь, таким образом, поминаем, чтобы в загробном мире этой душе стало легче," - часто говорят невоцерковлённые. Это нелепое представление, проявление полной бездуховности, такие деяния умертвляют нашу душу. Молитва и церковное погребение – это то, что необходимо для человека. На кладбище категорически не рекомендуется что-то есть, что-то пить – мы приходим туда помолиться.

Все чинопоследования церковных служб, молитвословия, содержание богослужебных текстов в этот день наполнены и нам повествуют о радости воскресения. На службе усопшие поминаются не в контексте траура, а в надежде и радости будущего воскресения. Радости о воскресшем Спасителе и радости о будущем воскресении всех, кто в Него верует. Этот смысл красной нитью проходит через все богослужебные песнопения этого дня - Радоницы.

Не "плачу и рыдаю" (погребальные стихиры преподобного Иоанна Дамаскина († 749, день памяти - 4 декабря), не печаль, но радость! Как жив Господь Иисус Христос, так жив и всякий в Него верующий. Иначе наша вера не имела бы смысла. В чём же тогда радость? В чём смысл? Смысл - в будущем воскресении.

Во-первых, Господу угодно наше покаяние: "жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно" (Пс.50:18-19); а, во-вторых, наши добрые дела – милостыня.

Очень важным является литургическое поминовение наших усопших сродников. Литургия объединяет нас. Церковь – это и Земная Церковь, и Небесная. Когда священник в конце литургии высыпает частицы в Чашу, в Кровь Христову, которые он на проскомидии вынимал за усопших и за живых, сие символизирует единство Церкви во Христе. Мы - живущие, так и умершие, - мы все одно Тело Христово. У Бога все живы, у Бога мёртвых нет.

Иерей Сергий Пыск

Подготовила Мария Крещенская
/ sobor.by/ Фото tut.by


24 АПРЕЛЯ 2017 (Понедельник)

11 мая в МДУ состоится круглый стол-семинар «Регентское дело: прошлое, настоящее, будущее»11 мая на базе минского прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" состоится круглый стол-семинар "Регентское дело: прошлое, настоящее, будущее", организованный Минским духовным училищем.

На форум приглашаются регенты и певчие, выпускники МДУ.

Программа:

12.30 — 13.30 - регистрация участников круглого стола-семинара. Торжественное открытие (в конференц-зале прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость").

13.30 — 13.45 - выступление хора Минского духовного училища.

13.45 — 14.00 - приветственное слово руководства Епархии.

14.00 — 16.00 – круглый стол-семинар (первая часть).

Темы докладов:

1) "О ритмике богослужебного пения" (Шиманский Н.В., кандидат искусствоведения, доцент БГАМ, преподаватель Минского духовного училища)

2) "Особенности организации хора в условиях малых приходов. Работа с любительским коллективом" (Суарес О.Н., магистр искусствоведения, регент прихода храма Рождества св. Иоанна Предтечи г. Минска, преподаватель Минского духовного училища)

3) "Синтез традиций исполнения гласов на примере опыта работы Минского духовного училища" (Шолкова О.М., регент прихода храма иконы Божией Матери "Всецарица" г. Минска, преподаватель Минского духовного училища)

4) "Духовное наследие регентов разных эпох" (Романюк Г.Л., руководитель заочной формы обучения регентско-певческого отделения Минского духовного училища, регент прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Тарасово)

5) "Некоторые аспекты взаимодействия Белорусской Православной Церкви и Союза музыкальных деятелей Беларуси" (Куцелай Л.Я., регент Свято-Петро-Павловского собора г. Минска, преподаватель Минского духовного училища)

16.00 — 16.30 - перерыв на чай (в трапезной прихода).

16.30 — 18.20 - выступления докладчиков (вторая часть).

Темы докладов:

1) "Тенденции современного композиторского творчества в сфере церковной музыки" (монахиня Иулиания (Денисова), регент Свято-Елисаветинского монастыря)

2) "Практические советы по формированию репертуара для различных составов церковных хоров" (Богодаева Н.Э., регент храма "Всех святых" г. Минска)

3) "Концертная деятельность прихода. Подготовка к фестивалю" (Янум О.Е., регент праздничного хора храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Минска, преподаватель БГАМ, руководитель камерного хора "Салютарис")

18.30 — 19.30 - подведение итогов круглого стола-семинара. Концерт с элементами мастер-класса (в зимнем саду).

Участники концерта: дипломант международных конкурсов хор "Салютарис" под управлением Ольги Янум; директор Минского духовного училища протоиерей Иоанн Задорожин; преподаватели Минского духовного училища Амандурдыева Д.Д. и Роговская О.С.).

Узнать подробности и зарегистрироваться можно по телефонам: 375-29-87-55-909 мтс, 375-44-510-90-72 vel., гор.тел. 8-017-365-05-19; либо прислав сообщение на e-mail: mindu@ tut.by. Последний срок регистрации - 10 мая (до 14.00).

Адрес училища: Минск, ул. Притыцкого 65, здание духовно-просветительского центра прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"./ sobor.by/

***

Братство сщмч. Владимира Хираско поздравило детей из 5-го минского детского дома с праздником Пасхи22 апреля братство в честь священномученика Владимира Хираско минского прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" поздравило ребят из 5-го детского дома с Христовой Пасхой.

Братчики показали спектакль "Сказ про Федота-стрельца", который учит, что любовь и верность помогут преодолеть любые трудности. Режиссёром постановки, как всегда, была матушка Елена Скворцова.

После спектакля ребят в трапезной ждал сладкий стол и игры. С большой активностью ребята проявляли свои знания о празднике Пасхи в викторине.

После сладкого стола ребята смогли увидеть строящийся храм изнутри. Некоторые из них благодаря деятельности братства уже бывали в нём на Литургии, однако видение такого величественного здания всякий раз захватывает дух. Будем надеяться, что братчикам удалось передать детям частичку радости о воскресшем Спасителе.

В следующее воскресенье братчики поедут в Чеховщинскую вспомогательную школу-интернат, где ребята их с нетерпением ожидают.

Если вы также хотите чем-нибудь поделиться с этими детьми, то ребятам могут понадобиться:

- канцелярские товары (ручки, карандаши, мелки, цветная бумага, бумага для рисования, раскраски и др.);

- предметы личной гигиены (шампунь, мыло, зубная паста и др.);

- бакалея (чай, печенье, конфеты, варенье и др.);

- игрушки и настольные игры;

- спортивные товары (бадминтон, мяч, скакалка и др.).

Оставить данные вещи можно на вахте здания воскресной школы прихода с пометкой “для братства”, также можно сообщить по тел.: 80298574128 (Александр), 80447823718 (Павел). Сбор осуществляется до 29 апреля.

Александр Петкевич/ sobor.by/

***

Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва в неделю АнтипасхиПроповедь настоятеля минского прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" протоиерея Игоря Коростелёва в неделю 2-ю по Пасхе (Антипасха).

Евангельское чтение дня:

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин., 65 зач., XX, 19-31)./ sobor.by/


21 АПРЕЛЯ 2017 (Пятница)

Сестра милосердия: "Я уже не смогу не помогать людям""Встаю утром, готовлю бабушке кушать, меняю ей памперс, оставляю обед и иду на работу. После работы снова её кормлю, снова мою, убираю. Потом иду домой – к мужу и дочерям…". Как проходит день сестры милосердия? Откуда берутся время и силы на боль незнакомых людей, когда вдоволь своих дел? Кому по силам такой труд? Почему сестра милосердия уже не мыслит свою жизнь без служения?... Ответы на эти вопросы мы искали у Татьяны Батарчук - более 10 лет она служит в сестричестве во имя святой преподобной Евфросинии Полоцкой при Радосте-Скорбященском приходе Минска.

По образованию Татьяна повар и экономист. Много лет проработав поваром, сегодня она обучает своему мастерству детей - преподаёт в колледже кулинарии. Ещё Татьяна – жена и мама.  Но ни работа, ни семья не мешают ей нести послушание сестры милосердия, которое давно стало неотъемлемой частью её жизни.

- Мы все очень закрытые – пришли домой и закрылись в своих четырёх стенах. А надо видеть людей, которым нужна наша помощь. Возможно, увидеть одинокую бабушку, которая сидит на лавочке у подъезда. Что мешает спросить, может ей надо сходить в магазин или оплатить квартиру по интернету, чтобы она не стояла в очереди? Или, может, сосед за дверью нуждается в нашей помощи. Или кто-то из родственников. Надо людям немножко открыть свои сердца, чтобы увидеть людей, которые в нас нуждаются. Ведь они есть, их только надо заметить, а для этого надо открыть сердце. Если человек не откроет своё сердце – он ничего не увидит, - говорит она.

В храм, а позже к служению сестрой милосердия Татьяну много лет назад привела беда – муж начал сильно пить.

- Так сложилось, что отец моей подруги тоже пил, при том, что мама у неё очень верующая. В поисках помощи, я спросила подругу, как её мать с этим справляется? На что она ответила : "Мама делает то, чего ты никогда делать не будешь – ты будешь молиться за своего супруга?". Я говорю – а почему нет? Она рассказала мне про молитву перед иконой Божьей Матери "Неупиваемая Чаша", я стала читать эту молитву, на душе сразу стало легче. Было и такое, что муж лежал в тяжелом состоянии, а я начинала читать акафист перед этой иконой - он засыпал на 3-4 часа, просыпался и отдавал мне бутылку, даже если она была начатая со словами "всё, я больше не пью". И запой прекращался.

Вскоре Татьяна услышала про воскресную школу при храме. Ей было тогда 36 лет… Во время учёбы в воскресной школе Радосте-Скорбященского прихода она начала исповедоваться и причащаться. А после окончания школы, чувствуя в себе сильное желание служить ближним, по совету священника – протоиерея Олега Шульгина пришла в сестричество. Год она была послушницей, после чего настоятель прихода протоиерей Игорь Коростелёв вручил ей косынку - Татьяну посвятили в сёстры милосердия.

- Большой кусок жизни, который был прожит без Церкви, он прожит неправильно. Когда я пришла к вере, был такой подъём, что хотелось всем рассказать про Бога, делать добрые дела ради людей, ради Господа, как-то себя реабилитировать перед Ним. Ведь Господь нам сказал, так как вы сделали это одному из малых сих - посетили человека в больнице, навестили его в тюрьме, то сделали Мне. Поэтому делая что-то для людей, мы делаем это для Бога. И тогда мы, наверное, православные христиане, когда мы что-то делаем. Ведь вера без дел - мертва. Должна быть и молитва, и исповедь, и причастие, и дела, - рассуждает она.

Первой подопечной Татьяны стала женщина с трофическими язвами: она носила ей продукты, помогала по хозяйству.

- От язв был страшный запах, но я понимала, что человек больной и он не может по-другому, и что ему нужно помочь. Когда что-то отдаёшь, в душе такой подъём и счастье! Мне кажется это испытал каждый, кто что-то сделал для другого – в душе от этого очень приятно. Если такое состояние испытываешь не один раз в год, а что-то часто делаешь, то в душе просто цветы расцветают…

- Но одно дело помогать по хозяйству, и другое оказывать санитарно-медицинский уход - мыть больного, обрабатывать его раны… Вас ничего не пугало, когда вы принимали решение стать сестрой милосердия?

- С первой моей подопечной у меня был такой подъём новопришедшей в храм, что мне было ничего не страшно. Я готова была, что угодно делать, чтобы показать Господу и себе, что я православная христианка. А потом втягиваешься, и уход за больными становится образом жизни.

Последние 12 лет Татьяна ухаживает за своей соседкой - одинокой больной бабушкой, у которой, кроме неё, никого нет. Посещает она её ежедневно: в среднем на уход уходит 3 часа в день – полтора часа утром и полтора – вечером. Помимо помощи по хозяйству Татьяна оказывает  и санитарно-медицинский уход, навыкам которого её обучили в сестричестве.

- Как проходит Ваш день?

- Встаю утром, готовлю бабушке кушать, меняю ей памперс, оставляю обед и иду на работу. После работы снова её кормлю, снова мою, переодеваю, убираю. Потом иду домой – к мужу и дочерям. Готовлю кушать на следующий день…

- Как муж и дети относятся к тому, что Вы уделяете своё время кому-то помимо семьи?

- Я стараюсь свою жизнь распланировать так, чтобы моё служение было не в ущерб семье. Чтобы дома было наварено кушать, чтобы было убрано. Пусть это будет сделано за счёт сна и очень поздно, но зато я смогу потом сходить в храм и на служение. И дочери, и муж меня поддерживают. Если в самом начале, когда я только пришла в храм, мои молитвы могли мужа раздражать, то теперь он сам заходит в церковь, любит смотреть по "Союзу" беседы Осипова, передачи с Дмитрием Смирновым. А самое главное, что мы с ним повенчались.

- Откуда у Вас на всё берутся время и силы?

- Конечно, силы даёт Господь. Без молитвы ничего не бывает. Если без молитвы идёшь на послушание, может ничего не получится. Поэтому в первую очередь должна быть молитва. Молитва даёт силы. За что бы ни взялась – "Господи, помоги!", "Пресвятая Богородица, дай мне сил". Что касается времени, то если я могу что-то сделать в этот момент, я просто это делаю.

- Остаётся ли время на себя?

- Сейчас на себя у меня времени практически нет.

- Но уныния от этого нет?

- Нет, уныния никакого нет, просто в уныние впасть, на это даже нет времени, - смеётся. – Ты постоянно должен что-то делать, а когда уже всё сделал, то надо просто лечь и отдохнуть. Вот и всё.

- Что самое сложное в уходе за больными?

- Если человек не воцерковлённый, то самое трудное – это моральная сторона ухода. Всё остальное – мелочи. Например, если неприятно пахнет, можно надеть перчатки и открыть форточку.

- Что помогает Вам в сложных ситуациях?

- Молитва. Без молитвы к уходу за больными вообще не стоит приступать. Во время работы - "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную"… Ещё очень важно правильно настроиться и вовремя абстрагироваться, ведь настроение у наших подопечных тоже бывает разное.

Очень помогает духовник сестричества, отец Владимир Шичко, он молится за нас, а каждую пятницу я могу к нему прийти на исповедь, посоветоваться.

Если же совсем тяжело, я стараюсь съездить хотя бы на пару дней в монастырь. Оттуда возвращаешься совсем другим человеком, куда-то исчезает весь груз. Ты там и на трапезе, и на службе, и на послушании, всё вместе с монахинями, естественно, что они за тебя и помолятся.

- Что Вас вдохновляет на служение?

- Жития святых. Когда я их читаю, то понимаю, что я вообще ещё ничего не сделала. Мария Египетская, которая в один момент изменила свою жизнь, Василий Великий, Иоанн Златоуст, святитель Лука… Кого ни возьми из святых – их и оскорбляли, и еретиками объявляли, и прочее, а они никогда не усомнились в вере.

- Главные качества, на Ваш взгляд, которыми должна обладать сестра милосердия?

- Должна быть любовь, желание делать людям добро. И терпение, очень сильное терпение и смирение. Отец Владимир как-то замечательно сказал, что наши подопечные – это наши доктора, которые помогают нам избавиться от гордыни, от осуждения.

-  Бывает, что больной просит о чём-то, чего Вы делать не хотите?

- Конечно. В таких ситуациях нужно спокойно говорить, что этого не будет однозначно. С больными нельзя сюсюкать, иначе некоторые из них могут начать наглеть. Им нужно всё объяснить спокойно и с любовью, но строго.

- А как быть с привязанностью к больному? Ведь его не бросишь, выходит никакого отпуска и выходных с семьёй?

- К этому надо относиться проще. Можно попросить кого-то из сестёр заменить. Или сдать человека на месяц за деньги в хоспис, если нужно куда-то уехать. Всё можно решить.

- Наверняка есть люди, которые хотят помогать больным, но кто-то боится ран, кто-то брезглив, кто-то боится ввязаться и не потянуть – что можно им посоветовать?

- Главное – это правильно себя настроить. Как настроить себя на пост. Так и здесь. Это должно произойти в голове, важно смоделировать ситуацию, проанализировать её. Человеку нужно прийти и попробовать, или хотя бы посмотреть со стороны на уход и понять для себя – я это смогу или нет.

- Видите ли Вы себя уже вне этого служения?

- Нет. Есть люди, которые нуждаются в уходе и им нужно помогать. Я не смогу просто сидеть и читать Писание, жития святых и при этом не помогать людям. Первая моя подопечная отошла ко Господу, и что я сяду и буду сидеть? А вдруг кому-то нужна моя помощь, а я тут сижу, сложа ручки…  Нет. Наверное, я так уже не смогу.

/ sobor.by/

***

Настоятель Радосте-Скорбященского прихода Минска поздравил с праздником Пасхи молодых инвалидов Фрунзенского района18 апреля настоятель прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" протоиерей Игорь Коростелев посетил Центр технического и художественного творчества детей и молодёжи Фрунзенского района и поздравил с праздником Христова Воскресения членов районного клуба молодых инвалидов "Мы вместе" и детей из минского интерната.

Отец Игорь благословил ребят, которые собрались в актовом зале Центра технического и художественного творчества детей и молодежи и душевно пообщался с ними на духовные темы. Затем состоялся концерт, на котором выступили сотрудники Социальных мастерских для людей с ограниченными возможностями прихода иконы "Всех скорбящих Радость" - участники ансамбля "Улыбка". Молодые люди исполнили для собравшихся лучшие песни из своего репертуара.

/ sobor.by/


19 АПРЕЛЯ 2017 (Среда)

“Не стала вялікага беларуса”. Успаміны пра ўладыку Уроцлаўскага ІерэміюСёння раніцай праваслаўная Польшча развіталася з архіепіскапам Уроцлаўскім і Шчэцінскім Іерэміяй. Адзін з буйнейшых багасловаў Польскай Праваслаўнай Царквы, уладыка ніколі не забываў пра свае беларускія карані і шмат зрабіў для наладжвання стасункаў паміж польскімі і беларускімі праваслаўнымі вернікамі.

Сваімі ўспамінамі пра архіепіскапа Іерэмію з намі падзяліліся члены мінскага брацтва ў гонар Віленскіх мучанікаў Антонія, Іаана і Яўстафія, якое шмат супрацоўнічала з уладыкам.

Кастусь Антановіч, братчык:

Упершыню я сустрэўся з уладыкам Іерэміяй у нашым брацкім доме “Кінанія” падчас аднаго з яго візітаў у Мінск. Мы тады якраз рыхтавалі да друку кнігу “400 гадоў у Праваслаўі”, прысвечаную Петрапаўлаўскаму сабору, і ў мяне было даручэнне зрабіць з уладыкам інтэрв’ю. Мы паразмаўлялі пра адраджэнне духоўнасці на пачатку 1990-х, пра тое, як ён бачыў наш Петрапаўлаўскі сабор і ўвогуле тыя падзеі, якія адбываліся на Беларусі ў той час. Пагутарылі роўнеж пра супрацоўніцтва польскіх і беларускіх праваслаўных вернікаў, пра супольныя паломніцкія візіты моладзі на святую гару Грабарку.

Магу сказаць, што ён вельмі клапаціўся пра беларуска-польскія стасункі, бо сам ён – этнічны беларус. Прыгадваю, што размаўлялі мы з ім на беларускай мове – канешне, яму прыходзілася падбіраць словы, але ён не забываўся мовы. Яшчэ важна, што ён з любоўю і цеплынёй ставіўся да моладзі. Ён лічыў, што вельмі важна, каб моладзь далучалася да Царквы, і бачыў пагрозу ў сучасных працэсах у свеце, калі моладзь абстрагуецца ад Царквы. Таксама магу сказаць, што ён быў вельмі цудоўны багаслоў і мы выбралі адну з яго пропаведзяў для часопіса “Праваслаўе”. Падчас другой сустрэчы з ім, калі ён прыязджаў, мы падарылі яму гэты часопіс, і ён быў усцешаны тым, што яго слова прагучала па-беларуску.

Падчас яго другога візіту, у 2015 годзе, ў прыходскім доме Петрапаўлаўскага сабора адбылася яго сустрэча з братчыкамі. Было цікава, што ён дзяліўся сваімі развагамі пра лёс Праваслаўнай Царквы ў свеце, пра прычыны ганенняў на Праваслаўную Царкву. Ён быў чалавекам надзвычай эрудыраваным і супрацоўнічаў з рознымі сусветнымі хрысціянскімі арганізацыямі, цудоўна ведаў айца Віталія Баравога (беларускі багаслоў 20 ст. – прым.рэд.) і дзяліўся сваімі ўспамінамі пра яго. Магу сказаць, што ён быў вельмі прыемным у зносінах чалавекам і я рады, што падчас яго апошняга візіту мяне папрасілі быць яго кіроўцам, адвозіць уладыку на службу і ў Кінанію. Пра ўладыку ў мяне засталіся толькі цёплыя ўспаміны.

Не стала вялікага беларуса. І самае галоўнае, што ён не адрываў сябе ад Беларусі, ад беларускага народа.

Лідзія Кулажанка, братчыца:

Уражвала, што ва ўладыкі Іерэміі быў свой падыход да ацэнкі многіх падзей, як царкоўных, так і грамадскіх. Ён заўсёды незалежна выказваў свае думкі, глыбокія і сутнасныя, якія былі для нас, пачаткоўцаў, даволі дзіўнымі і нечаканымі. Мы здзіўляліся яго шырыні поглядаў. Яго праца ў міжнародных царкоўных арганізацыях, напэўна, якраз спрыяла яго фарміраванню як вельмі глыбокага багаслова, схільнага да шырокіх абагульненняў, асэнсаванняў, а таксама да ўсталявання кантакту з іншымі хрысціянскімі канфесіямі.

Першая наша сустрэча з уладыкам была у 90-я гады, калі адчувалася матэрыяльная нястача. Падчас сустрэчы нейкі чалавек задаў пытанне – уладыка, што рабіць, калі людзі звяртаюцца за дапамогай, часам нават і ў Царкву, не атрымліваюць яе і пачынаюць абурацца? Уладыка адказаў: ніяк не трэба апраўдвацца, трэба проста ўзяць і дапамагчы канкрэтнаму чалавеку. Калі ён яшчэ не знаходзіцца на ўзроўні духоўнага пошуку, трэба проста ўзяць і матэрыяльна яму дпамагчы, як можаш.

Уладыка быў не проста добрым багасловам, ён таксама быў здольны паўдзельнічаць у нейкай дапамозе людзям. Дарэчы, ён арганізоўваў для беларускіх дзяцей з чарнобыльскай зоны летнікі ў Польшчы.

Канешне, мы з вялікім жалем даведаліся пра яго спачын. Калісьці ён даў такое благаславенне на наш часопіс “Праваслаўе”: “Для жыцця свету і чалавеку патрэбна ісціна, справядлівасць і прыгажосць. У Царкве ёсць усё неабходнае для жыцця, праблема нашага часу – дзейснае спавешчанне пра гэта людзям, якія ніколі не чулі пра Хрыста. Часопіс “Праваслаўе” сведчыць пра ісціну Евангелля. Няхай благаславіць Збавіцель Гасподзь наш Ісус Хрыстос супрацоўнікаў і чытачоў часопіса, даруе радасць пазнання свету Божага”.

Мікола Матрунчык, старшыня брацтва:

Маё знаёмства з уладыкам адбылося на пачатку 90-х гадоў, калі наша брацтва ўпершыню пачало наведваць праваслаўную Беласточчыну. Мы толькі пачалі сваю дзейнасць, і таму нам было вельмі важна пазнаёміцца з досведам іншых праваслаўных брацтваў, у асаблівасці брацтва праваслаўнай моладзі Польшчы. Калі мы сустрэліся з кіраўніцтвам брацтва, лідары праваслаўнага брацкага руху Беласточчыны сказалі нам, што ніколі б не ўзнікла іх брацтва, калі б не было самаахвярнай падтрымкі з боку ўладыкі Іерэміі. У той час менавіта яго сустрэчы з моладдзю, развагі, казанні падчас паломніцтваў на святую гару Грабарку і іншых мерапрыемстваў прывялі да таго, што вельмі шмат людзей пачалі, як гэта было шмат год таму на нашых землях, аб’ядноўвацца для таго, каб служыць Царкве. Безумоўна, тады і мне самому стала вельмі цікава сустрэцца з архіепіскапам Іерэміяй, і ў хуткасці такая сустрэча адбылася. Мы пазнаёміліся з ім у межах праекта “Прымірэнне ў Еўропе і задачы Цэркваў Усходняй Еўропы”, і з таго часу ў нас завязалася супрацоўніцтва і сяброўства.

Па ўладыку было відавочна бачна дзве прыроды чалавека – незямную Божую і жывую чалавечую. Ён быў вельмі шматгранным, выконваў абавязкі прапаведніка, архіерэя, адміністратара, дырэктара, і рэдка каму ўдаецца пра пагружэнні ў такую штодзённасць кожны момант адлюстроўваць і чалавечую прыроду, адкрытую і Богалюбівую, і пры гэтым мець у сябе нешта незямное. Уладыка быў гатовы, як апосталы, прыслужваць людзям за любой трапезай, сустрэчай, і гэта адбывалася ў яго вельмі арганічна.

Аднойчы скончылася адна з канферэнцый у Мінску, у якой удзельнічаў уладыка. Ён не пажадаў заставацца ў гатэлі начаваць яшчэ адну ноч, сказаў, што лепш гэтыя грошы пакінуць царкве, але згадзіўся ісці начаваць да мяне на кватэру і нават быў рады магчымасці пагутарыць і пабыць разам. Я тады быў вельмі здзіўлены гэтай сціпласцю ўладыкі, бо ён пагадзіўся змяніць вельмі камфортныя ўмовы на нешта значна больш простае. Але, калі наш мітрапаліт Філарэт дазнаўся пра гэта, ён, канешне, адразу даў распараджэнне, каб ўладыка ехаў начаваць у экзархат, і так і не атрымалася нам правесці яшчэ адну ноч у размовах ды развагах.

З самага пачатку мы ставілі сябе як менавіта беларускае праваслаўнае брацтва, і я адразу засведчыў гэта пры знаёмстве з уладыкам і дальнейшай дзейнасці. Таму не абыходзілася ні адной сустрэчы без размоваў пра гэта. Аднойчы ўладыка вельмі падрабязна расказваў пра сваё паходжанне, пра вёску Адрынкі, і ўвесь час падкрэсліваў, што ён нарадзіўся на тым баку вясковай рэчкі, дзе жылі беларусы, і таму лічыў сябе беларусам.

Усе 20 год нашага знаёмства мы пастаянна дзяліліся з ім інфармацыяй пра тое, чым займаецца брацтва. Уладыка вельмі глыбока вывучаў жыццяпісы беларускіх святых: мы з ім некалькі разоў былі ў Кіева-Пячорскай лаўры, і ён мне вельмі падрабязна распавядаў, як жыццяпіс таго ці іншага пячорскага святога звязаны з Беларуссю. Таксама ён вельмі цікавіўся навамучанікамі і аднойчы папрасіў мяне прывезці ікону аднаго беларускага навамучаніка, каб падараваць сваёй хроснай дачцэ. Важна і тое, што ўладыка, хоць і цікавіўся культурай ды гісторыяй Беларусі, заўсёды разглядаў усё гэта як частку сусветнага Праваслаўя. Добра, што мы ўсё гэта шануем, вывучаем, але трэба не сысці ў нейкую местачковасць, каб услед за гэтым шанаваннем мы не перасталі бачыць сутнаць усяленскага Праваслаўя.

Надзея Філіпчык

/ sobor.by/  Фота: orthodox.pl

***

В минских Социальных мастерских состоялся пасхальный концерт18 апреля, на светлой седмице, в приходе иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" состоялся пасхальный концерт для сотрудников Социальных мастерских для людей с ограниченными возможностями и их родителей.

Приветственное слово перед началом концерта произнёс настоятель прихода протоиерей Игорь Коростелёв. Он поздравил всех с праздником Христова Воскресения, а так же отметил, что всегда рад приходить на такие праздники, получать положительные эмоции и видеть счастливые лица сотрудников Мастерских.

Затем под всеобщие аплодисменты на импровизированную сцену вышли участники коллектива "Улыбка" под управлением Веры Зеленской. Начался концерт с исполнения пасхальных песнопений, затем прозвучали народные, а также всеми любимые песни.

Изюминкой концерта стало исполнение одноименной с названием ансамбля песни - "Улыбка". Каждый человек из зрительного зала получил текст песни и мог подпевать.

После концерта праздник переместился в трапезную прихода, где для всех был организован сладкий стол./ sobor.by/


18 АПРЕЛЯ 2017 (Вторник)

Православные помолятся в Куропатах об упокоении жертв репрессий22 апреля в 14-00 в урочище Куропаты пройдёт панихида о всех невинно убиенных в отечестве нашем. Поскольку дата проведения панихиды – суббота Светлой седмицы, поминовение будет совершаться пасхальным чином.

Как рассказал порталу Sobor.by настоятель Успенского прихода иерей Адриан Латушко, стараниями которого два раза в год в Куропатах служится панихида, поминовение репрессированных в нынешнем году особенно важно. Ведь, как известно, в 2017 году исполняется сто лет со дня Октябрьской революции, после которой как раз и начались репрессии, причём как православных людей, так и неправославных. Для православных верующих молитвенная память о всех невинно убиенных в этот год имеет особое значение.

Православные панихиды проходят в Куропатах уже далеко не первый год. По благословению митрополита Минского и Заславского Павла верующие собираются на них на Радуницу и на Димитриевскую родительскую субботу. Панихиды проходят в самом центре урочища, у памятного камня.

/ sobor.by/ Фото: sppsobor.by

***

В приходе иконы "Всех скорбящих Радость" состоялась премьера спектакля "Сказ про Федота Стрельца"17 апреля в минском приходе в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" состоялась премьера спектакля "Сказ про Федота Стрельца" по произведению Леонида Филатова, который подготовило братство священномученика Владимира Хираско.

Спектакль, приуроченный к празднику Воскресения Христова, собрал взрослых и детей в зимнем саду прихода. Перед показом выступил духовник братства протоиерей Александр Пронин. Он отметил непростой труд братчиков и поблагодарил их за труды во благо Церкви и людей. Также он пожелал всем приятного просмотра.

Сюжет спектакля традиционен для многих сказок: царь, желая избавиться от Федота Стрелбьца и жениться на его супруге, придумывает для главного героя испытания. Последнее из этих испытаний — невыполнимая задача принести "то, чаво на белом свете вообче не может быть". Решение удачливым героем этой задачи привело царя к потере престола.

Леонид Филатов создал произведение, которое стало народным. Это сказка, в которой многое взято из реальной жизни. "Сказ про Федота" можно назвать анекдотом в стихах. Братчики великолепно справились с актёрской работой и передали характеры своих герое. Благодаря режиссёрским находкам постановка получилась яркой и братчики очень аргонично смотрелись на сцене в роли героев. В завершение спектакля их ждали заслуженные аплодисменты.

Премьера также была отмечена важным событием - состоялось посвящение в братчики новых членов.

Следующие показы будут организованы в детских домах и интернатах Минщины./ sobor.by/


17 АПРЕЛЯ 2017 (Понедельник)

Отошёл ко Господу архиепископ Вроцлавский и Щецинский ИеремияВ ночь с 16 на 17 апреля после долгой тяжёлой болезни в больнице преставился архиепископ Вроцлавский и Щецинский Иеремия.

Сообщение об этом появилось сегодня утром на официальном сайте Польской православной церкви.

Верующие Вроцлавской и Щецинской епархии смогут попрощаться с владыкой 18 апреля в 9-00 во вроцлавском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Также прощание с архиепископом пройдёт в варшавском храме святого Иоанна Лествичника 19 апреля, начало богослужения – в 9-00. Владыка Иеремия будет похоронен на кладбище при церкви.

Обязанности главы Вроцлавской и Щецинской епархии в ближайшее время будет выполнять епископ Супрасльский Григорий.

Вечная память владыке Иеремии!

/ sobor.by/ фото: cerkiew.pl, orthodox.pl

***

«Светлая седмица – это время радости». Интервью со священникомПрошло освящение праздничной трапезы, прошла святая пасхальная ночь, но сам праздник не заканчивается. Ещё неделю во всех храмах, согласно церковному уставу, будут служиться пасхальные богослужения, а верующие будут приветствовать друг друга традиционными словами "Христос воскресе!".

Как провести это праздничное время – Светлую седмицу? Об этом нам рассказал иерей Роман Артёмов, клирик минского храма равноапостольной Марии Магдалины и преподаватель Минской духовной академии.


- Отец Роман, сейчас начинается Светлая седмица, во время которой во всех православных храмах проходят пасхальные богослужения. Для верующих людей Пасха всё ещё продолжается, но для большинства тех, кто считает себя православными, Пасха была сведена только к сытной трапезе и освящению пасхальной снеди. Как к этому относиться воцерковлённым? Действительно ли так важно было освятить куличи и яйца?

- Пасхальная снедь несёт в себе определённый смысл. Человек постился, воздерживался, и вот, когда заканчивается Великий пост, ему уже можно разговеться, но человек хочет это сделать с молитвой. В этом и есть смысл освящения яиц и другой еды перед Пасхой. При этом всем известна символика пасхального яйца – оно символизирует жизнь, радость Христова Воскресенья.

Однако освящение пасхальной снеди имеет смысл для тех людей, которые соблюдали пост, жили церковной жизнью, разделили радость Воскресенья Христова на службе. Но то, что мы наблюдаем сейчас, когда человек и не задумывается над тем, зачем ему освящать, просто делает так, потому что так принято, говорит о профанации этого действа. Человек может даже и в храм не зайти, просто постоит рядом и уйдёт. Воцерковлённый человек таких проблем не имеет, так как живёт церковной жизнью, готовится к Пасхе и освящает пасхальную снедь осознанно.

- Как православному христианину следует провести Светлую седмицу? Следует ли отказываться от причащения на этой седмице, как это практикуют в некоторых храмах?

- Светлая седмица – это особое время, время радости, когда мы делимся радостью о Воскресшем Спасителе со всеми, кто рядом с нами. Светлая седмица – это одна из сплошных седмиц, на ней по уставу пост отменяется.

Среди верующих часто бытует неправильное отношение ко причащению в этот период. Мол, нельзя, ведь человек не готовится, не постится. Это в корне неверно, наоборот, христианину необходимо стремиться к тому, чтобы причащаться на Светлой седмице, быть с Богом. При этом человек причащается без поста, только натощак. Молитвенное правило может состоять из канона Святой Пасхи и Пасхальных часов.

- На Пасху в православных церквях появляется особая святыня – артос. Расскажите, пожалуйста, что это такое.

- Артос на протяжении всей Светлой седмицы занимает особое место в наших храмах. Слово "артос" означает "квасной хлеб", а сама эта святыня символизирует Спасителя, который сделался для нас Хлебом жизни. Артос хранится верующими в течении года и принимается натощак во время болезней или по утрам.

- В заключение хотелось бы предложить вам поздравить наших читателей с Праздником Воскресения Христова.

- Поздравляю всех читателей портала Sobor.by с Пасхой Христовой. Пусть радость о Воскресшем Господе всегда будет в наших сердцах!

Фото к статье: pravlife.org

/ sobor.by/ Надежда Филипчик

***

Христос воскресе! Проповедь протоиерея Игоря КоростелёваПроповедь настоятеля минского прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" протоиерея Игоря Коростелёва в Светлое Христово Воскресение, Пасху.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Оно было в начале у Бога.

Всё чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.

В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков.

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.

Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал.

Пришёл к своим, и свои Его не приняли.

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

Иоанн свидетельствует о Нём и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. / sobor.by/


16 АПРЕЛЯ 2017 (Воскресение)

Пасхальный Крестный ход в приходе "Всех скорбящих Радость". ВИДЕОНастоятель прихода "Всех скорбящих Радость" протоиерей Игорь Коростелёв возглавил пасхальный Крестный ход с пением стихиры "Воскресение Твое, Христе Спасе…" вокруг Свято-Евфросиниевской церкви 16 апреля 2017 года. / sobor.by/

***

TUT.by показал как минчане освящали куличи и яйца в Великую СубботуТрадиционно в Великую Субботу верующие отправились в храмы, чтобы освятить куличи, пасхи, яйца и прочую снедь к пасхальному столу. TUT.BY с высоты зафиксировал очереди у трёх церквей: в приходе иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", в приходе Преображения Господня и во Всехсвятском приходе Минска.
/ tut.by/

<< Март | 1-15 | 16-31 |