Error: Incorrect password!
О ДИАЛОГЕ ХРИСТИАН И МУСУЛЬМАН В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ. Одиноченко В.А.:.sobor.by
На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Церковные мастерские
Епархиальные организации
Иные организации
Приходские службы

Одиноченко В.А.,
преподаватель кафедры
белорусской культуры
ГГУ им. Ф.Скорины

О ДИАЛОГЕ ХРИСТИАН И МУСУЛЬМАН
В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ
тезисы доклада на конференции «ДИАЛОГ ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА
В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ» (25–27 октября 2007 года, Минск)


Говоря о диалоге христианства и ислама в условиях глобализации, мы хотели бы затронуть следующие проблемы:

Этот диалог должен иметь конкретный характер, поскольку он предполагает осмысление конкретных проблем и предложение конкретных способов их решения. Только тогда имеет смысл вести этот диалог и только тогда он будет продуктивным. Абстрактные рассуждения сведутся к разговорам и приведут к абстрактным результатам. Конкретность для нас сводится к месту, времени и постановке проблем

Конкретизации требует сама ситуация глобализации на Беларуси. Глобализация - это процесс изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости. Выделяют следующие ее виды: экономическая, политическая, социальная, культурная. Следует отметить, что движущей силой глобализации является экономика, а именно индустриальный способ производства. Образование единого мира связано с международным разделением труда, а также с усилением взаимодействия между различными странами. Несомненно, что здесь существуют свои трудности, которые постепенно решаются. Но наиболее серьезные проблемы в настоящее время имеются в процессе культурной глобализации.

В этой связи, на наш взгляд, необходимо подчеркнуть следующее. Глобализация, если ее понимать как взаимосвязь и открытость между различными странами и культурами, - объективный процесс в современном мире. Однако объективность в обществе отличается от объективности в природе и осуществляется через действия людей, реализующих свои цели. И в этом смысле глобализация - не стихийный процесс. Особую заинтересованность в ней проявляют лидеры мировой эффективности - наиболее богатые государства. Они заинтересованы в формировании такого мира, ведущая роль в котором (экономическая, политическая, культурная) будет принадлежать им.

Речь идет о насаждении своих ценностей через средства массовой информации и массовую культуру, которые почти полностью контролируются экономически развитыми странами. При этом происходит не только насаждение определенных ценностей и норм поведения, но также формируется человек-потребитель, как товаров, так и культуры. Происходит так называемая “макдональдизация” культуры - по всему миру распространяются одни и те же культурные ценности, предназначенные для удобного употребления. В духовной области ярким примером этого являются так называемые “новые религии”, вероучение которых зачастую напоминает современный супермаркет: тут и христианство, тут и ислам, тут и индуизм, тут и язычество и еще невесть что. Каждый может выбирать по своему вкусу. Причем критерием отбора открыто провозглашается достижение личного духовного комфорта. В этой ситуации для нас очень важно осознание наших христианских корней. И на этой основе возможен полноценный диалог с представителями других культурных и религиозных традиций.

Следует подчеркнуть, что, когда говорят о европейской цивилизации, то всегда предполагается, что ее духовной основой является христианство. Сейчас европейская цивилизация секуляризирована, но и сама секуляризация возникла на основе христианского мировосприятия - в исламе секуляризация невозможна.

Глобализация как процесс взаимной открытости и взаимообогащения культур и народов - для нас несомненное благо. Однако в ее основе должен лежать именно диалог культур, но ни в коем случае не распространение культурных ценностей из одного мирового центра. И, тем более, неприемлема для современной белорусской ситуации идея о “столкновении цивилизаций” Хангтингтона и те способы поведения, которые могут быть построены на ее основе.

Культура любого народа связана с вопросом о его самоидентификации. Беларусь - молодое государство, и многое у нас, в том числе и в духовной жизни, только создается хотя и на основе имеющейся традиции. Для религиозной жизни на Беларуси была характерна взаимная терпимость. На наших землях всегда мирно существовали несколько религий. В Статуте ВКЛ 1588 года было записано “А также привилеем, присягой нашей решено мир между разными религиями оберегать… А так как в Речи Посполитой существует не малая рознь в отношении веры христианской, предупреждая то, чтобы по этой причине между людьми столкновения какие-либо вредные не начались, которые в иных королевствах ясно видим, обещаем то себе совместно за нас и за потомков наших на вечные времена под обязанностью присяги, под верою, честью и совестью нашей, что мы, которые являемся разными в вере, мир между собой сохранять, а в связи с разностью в вере и отличием в церквах крови не проливать”[5, Статут Вялікага княства Літоўскага 1588.-Мн. 1989. -- С. 364].

Диалог - информационное и экзистенциальное взаимодействие, посредством которого происходит понимание. Сам греческий термин dialogos предполагает наличие двух участников. Однако, как правило, этих участников больше. Поэтому предлагается термин полилог (греч poly - много). В настоящее время на Беларуси насчитывается 25 религиозных направлений и 2953 общины, основное количество из которых - христианские. Мусульманских общин на Беларуси - 24. Поэтому для нас сейчас актуален диалог внутри христианства, между различными его направлениями. И на этой основе можно строить диалог с исламом. Хотя при этом следует учитывать, что различные христианские направления будут строить этот диалог по-разному.

Сама проблема выработки принципов взаимодействия различных религиозных направлений на Беларуси возникла относительно недавно и связана, во-первых, с изменениями в конце 80-х годов прошлого века положения религии в нашей стране, и, во-вторых, с образованием в 1991 году молодого белорусского государства. До этого проблема взаимодействия конфессий на территории Беларуси не была актуальной, поскольку они не имели возможности вырабатывать принципы взаимодействия между собой. Актуальной была проблема взаимодействия религии и государства. Все религии находились в угнетенном состоянии. В СССР проводилась последовательная атеистическая политика. Формально провозглашалась свобода совести, но, как и другие свободы (слова, ассоциаций, политической деятельности, национального самоопределения), она имела чисто декларативный характер и в реальности жестоко подавлялась. Сейчас люди могут открыто заявить о своих религиозных взглядах, не опасаясь репрессий со стороны властей. Постепенно меняется и отношение в обществе к верующим, на них уже не смотрят как на людей “несовременных”, “отсталых” и, тем более, “фанатиков”. Однако, как известно, сознание не может меняться мгновенно, Поэтому в нашем обществе должны еще установиться принципы мировоззренческого плюрализма и уважения к различным религиозным взглядам. Здесь очень важно формирование правовой культуры граждан, чтобы те принципы веротерпимости и свободы совести, которые провозглашены в нашем законодательстве, реально осуществлялись в общественной жизни.

Следует особо подчеркнуть, что для христианства и ислама на Беларуси было характерно мирное сосуществование в истории. Носителями традиционного ислама на Беларуси являются татары, которые появились на наших землях в начале XIV столетия, и в основном нанимались в войско ВКЛ. Их взаимоотношения с местным населением всегда складывались очень хорошо. По отношению к своей новой родине татары занимали патриотическую позицию и воевали даже против своих единоверцев. Принимали участие в Грюнвальдской битве (1410). В годы Советской власти подвергались тем же репрессиям, как и остальные религии. Поэтому при диалоге христиан и мусульман в современной Беларуси нам нужно исходить именно из нашей культурной традиции взаимопонимания и добрососедства, а не из тех конфликтов, которые происходят за тысячи километров от нас.

Внешняя основа для диалога христиан и мусульман в современной Беларуси имеет светский характер. В Конституции нашей страны сказано: “Религии и вероисповедания равны перед законом” (Ст. 16, Ч.1), “Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом” (Ст. 31).

Говоря о конкретности диалога христианства и ислама в современной Беларуси, на наш взгляд, следует учитывать, что он не может быть полностью беспроблемным. Каждая религия ставит перед собой конкретную цель и имеет конкретные способы ее осуществления. И взаимное согласование этих целей и способов, на наш взгляд, в большинстве случаев невозможно. Поэтому основой межконфессионального диалога должно быть стремление не к консенсусу - взаимному согласию, но к компромиссу - готовности жить рядом с людьми иных убеждений и способов поведения. И внешним основанием этого, на наш взгляд, могут быть внеконфессиональные принципы, закрепленные в нашем законодательстве.

Одним из основных принципов, на котором должны базироваться отношения между различными религиозными направлениями на Беларуси, является толерантность. Сам этот термин переводится с латинского языка как терпение. Однако, на наш взгляд, значение толерантности не исчерпывается этимологией слова. Мы можем терпеть неприятного нам соседа, но он все равно будет нам неприятен и мы будем рады, когда он переедет в другое место. Однако многие из религиозных организаций, существующих сейчас на Беларуси, имеют здесь долгую историческую традицию (к ним, безусловно, относятся христианство и ислам) и “переезжать” никуда не собираются. Поэтому при осуществлении принципа толерантности упор необходимо делать не на взаимное терпение, но на взаимодействие. Под толерантностью мы понимаем принцип и механизм существования в обществе людей с различными взглядами и способами поведения.

Однако следует подчеркнуть, что наряду с внешними условиями диалога христиан и мусульман, которые создает наше законодательство, основную роль здесь все же играет личностная позиция христиан и мусульман. Для христиан взаимодействие с людьми иной культурной и религиозной традиции ставит вопрос о их христианстве: насколько они способны относится к ближнему с любовью, то есть сохранять свои христианские взгляды и при этом быть христианами в поступках.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен www.akavita.by