Error: Incorrect password!
Вступительное слово на международной конференции «ДИАЛОГ ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ» 25–27 октября 2007 года, Минск
На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Церковные мастерские
Епархиальные организации
Иные организации
Приходские службы
ОБРАЩЕНИЯ, РЕЧИ, ПРИВЕТСТВИЯ

Вступительное слово на международной конференции
«ДИАЛОГ ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА
В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»
(25–27 октября 2007 года, Минск)

Досточтимые участники и организаторы нашей конференции, дорогие братья и сестры!

Встреча человека с иными для него конфессиями и религиями стала сегодня повседневным событием. Всемирность экономики, общечеловеческие масштабы мировой политики, взаимопроникновение культур различных народов привели современного человека из состояния автономного соседства с другими людьми и народами в состояние в соседства взаимодействующего.

На Земле уже нет таких регионов человеческого обитания, которые были бы замкнуты в религиозном или культурном плане. Поэтому сегодня человеку необходим навык добрососедства с инаковерующими, то есть, навык открытого подхода к представителям иных религиозных воззрений и исповеданий.

Всем членам мирового сообщества следует учиться веротерпимо жить друг рядом с другом, культурно обогащать друг друга в процессе религиозного диалога, не отказываясь при этом от собственной религии и связанных с ней убеждений и нравов, правил и условий, традиций и требований.

Это должно стать для современного человека методологическим подходом к взаимодействию с иными религиями. При такой веротерпимости, — принципиальной и одновременно бескомпромиссной в вопросах личного исповедания веры, — человек обретает пространство для осмысления иной веры, что и является основной особенностью межконфессионального и межрелигиозного диалога.

Что мы подразумеваем, когда говорим о диалоге христиан и мусульман?

Во-первых, то, что этот диалог происходит при соприкосновении наших религиозных традиций в таких условиях, когда человеческий род вольно или невольно стремиться к объединению во всемирном масштабе, что на современном языке называется глобализацией.

Во-вторых, диалог как форма общения исключает столкновение или противостояние двух цивилизаций, христианской и исламской. А если так, то предметом диалога становятся ценности, цели и смысл жизни.

Но при этом участникам диалога следует избегать негативных последствий, связанных с размыванием границ культурной и религиозной идентичности, ибо это ведет к разжиганию конфликтов, к росту нетерпимости и к обострению собственной исключительности. Поэтому наш диалог является незаменимым средством преодоления не только религиозной, но также и политической, и социальной конфронтации.

Диалог имеет место лишь в том случае, когда проявляется взаимное уважение к нашей различности и сохраняется верность собственной традиции. Мы собрались здесь, братья и сестры, чтобы явить нашим верующим, всем людям доброй воли образ подлинного межрелигиозного диалога, пример открытого разговора, который поможет нам ответить на угрозы современного, столь неоднозначного мира. Речь идет о фанатизме, насилии, самоизоляции: обо всём том, с чем не может смириться наша религиозная совесть.

Православная Церковь имела контакты с исламом с момента его возникновения, ибо существовала бок о бок с арабским миром. Встреча с исламом в истории принимала самые разные формы, вплоть до конфликта и противостояния, но часто осуществлялась и на интеллектуальном уровне в ходе богословских дискуссий, когда стороны пытались уяснить различия между этими двумя формами религиозного опыта.

В результате арабских завоеваний часть православного населения оказалась проживающей в новообразованных исламских государствах. Это дало христианам возможность непосредственного знакомства не только со священной книгой мусульман Кораном, но и с богословской мыслью ислама, как например, с наследием Аль-Газали.

Представляет интерес отчет о встрече христиан и мусульман при дворе турецкого султана в 1390–1391 годах в Брусе (Турция), составленный императором Мануилом Палеологом. На этой встрече он имел возможность обменяться взглядами с ведущими мусульманскими улемами относительно различных богословских вопросов. В своих письменных впечатлениях император весьма корректен по отношению к исламу.

Мусульмане со своей стороны проявляли интерес к христианскому богословию. После падения Константинополя в 1451 году султан Мехмед Завоеватель посетил Патриарха Геннадия. В это время в исламе зарождалось движение суфизма, позитивно воспринимавшего христианскую мистику. Желая получить точную информацию касательно христианства, султан Мехмед попросил Патриарха Геннадия о письменном изложении всего того, что было им услышано во время их встречи. В ответ на эту просьбу Патриарх Геннадий написал пространное сочинение «Касательно единственного пути к спасению человека», а так же сокращенную версию этого сочинения под названием «Исповедание веры». В них он старался разъяснить положения христианского вероучения, ставшие предметом разномыслия между представителями двух религий: о триедином Боге и о Христе.

Перейду от истории к современности. В ноябре 1986 года между православными и мусульманами начинается последовательный диалог при сотрудничестве православного центра Константинопольского Патриархата в Шамбези (Женева) и Королевской Академии исследований в области исламской культуры при фонде Аль-Албайт (Иордания).

Со стороны православных цель встреч состояла в определении теоретических предпосылок, способствующих сотрудничеству обеих религий по актуальным проблемам мирного сосуществования. Митрополит Дамаскин Папандреу указал на общность обеих религий «в вере в единого истинного Бога, Творца и Господа людей, мира, истории и религии», а так же в том, что «Церковь и мечеть – это места смирения, в которых человек распознает свою ничтожность, которая в конце-концов помогает духовно переосмыслить себя… Опасность нашего времени, — продолжал Митрополит, — не столько в конфликте между Евангелием и Кораном, сколько в идолопоклонническом почитании всего материального, которое угрожает как Востоку, так и Западу».

Вследствие этого диалога было принято решение, что в православных и мусульманских учебных заведениях слушатели будут воспитываться в духе взаимного уважения и понимания, чтобы избежать межрелигиозной нетерпимости и фанатизма.

В Русской Православной Церкви проявляется добросердечное отношение к мусульманам. Принципом взаимоотношений православного и исламского духовенства является отказ от прозелитизма в отношении друг друга. Значительное место в установлении успешного сотрудничества между православными и мусульманами занимает Межрелигиозный Совет России, образованный 23 декабря 1998 года. Его равноправными учредителями наряду с Русской Православной Церковью выступили Центральное духовное управление мусульман России и Совет муфтиев России.

С декабря 2002 года, после организации Института религиозного диалога и межконфессиональных коммуникаций при Синоде Белорусского Экзархата, активное участие в его работе принимает муфтият Беларуси, с которым у нас установились добрососедские отношения. Не могу здесь не вспомнить Ибрагима Борисовича Канапацкого, светлая память о котором живет в наших сердцах.

Что касается выработки концептуального подхода православных к исламу и мусульман к христианству, то здесь мы находимся только в начале пути. Наша задача, братья и сестры, снять остроту богословского диалога во имя мирного взаимопонимания.

Коран, центральный источник вероучения и практики в исламе, и образ пророка Мохаммеда долгое время воспринимались христианами с недоверием. Даже теперь, когда прежнее предубеждение постепенно ослабевает, остаются серьезные трудности в его понимании и восприятии христианами. Одно из основных затруднений связано с отсутствием определенного единства в истолковании, благодаря которому читатель-христианин мог бы организовать свой опыт прочтения Корана, и который способствовал бы разумному и спокойному суждению о прочитанном.

Форма Откровения, повествуемая Мохаммедом, связана с признанием суверенности Единого Бога, Который действует отнюдь не всегда, как мы ожидаем и желаем. Кто серьезно воспринимает эту непостижимость, трансцендентность Бога, тот будет терпимее к проблеме различий в представлениях о Боге у мусульман и у христиан и перестанет видеть в этих различиях взаимоисключающие противоположности.

Недопонимание возникает, наверное, не тогда, когда мы богословствуем о Божественной Сущности, но когда говорим о Божественной Воле в отношении к миру и к человеку. Когда мы сравниваем между собой многообразные выражения этой Воли, тогда и выявляются различия. Что касается определяемых Богом форм жизни, то иудей, христианин и мусульманин видят по-своему то, что желает от них и от их жизни Бог. В этом многообразии религиозных форм жизни, обусловленных культурой и историей, нелегко найти связующие моменты. Поэтому взаимопонимание христиан и мусульман проявляется, прежде всего, в их единогласном утверждении о Едином Боге — Творце всего сущего.

Уважая инаковость собеседника и стараясь преодолевать собственные предубеждения против него, надо четко придерживаться своей религиозной традиции. Если участники диалога не имеют ясно выраженных убеждений, — вряд ли диалог вообще может состояться. Главное, попытаться расширить горизонт нашего соприкосновения, подчеркивая то, что объединяет, но не допуская при этом религиозного релятивизма.

Может ли диалог христиан и мусульман вестись как раньше только в сфере социально-практических вопросов, где общими проблемами являются демократические свободы и разрешение вооруженных конфликтов? Очевидно, нет! Потому что есть и другая сфера, которая обосновывает взаимодействие и сотрудничество в преодолении проблем. Это – сфера богословского смысла, которая воздействует на формирование мировоззренческих установок. Вопросы первой сферы коренятся в вопросах второй, то есть, в богосовии.

Таким образом, сфера богословских вопросов чрезвычайно важна и потому должна присутствовать в межрелигиозном диалоге христиан и мусульман. Ведь их сотрудничество в повседневной жизни в первую очередь основывается на вере в Единого Бога, одного и того же для обеих религий, и на поклонении и служении Единому высшему Ориентиру человеческой жизни.

Да будет Бог с нами в эти часы! Благодарю за внимание

Филарет
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен www.akavita.by