Error: Incorrect password!
Насилие и терроризм во имя религии в условиях глобализации. Александр, епископ Бакинский и прикаспийский.:.sobor.by
На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Церковные мастерские
Епархиальные организации
Иные организации
Приходские службы
СОБЫТИЯ

Александр, епископ Бакинский и прикаспийский

Насилие и терроризм во имя религии в условиях глобализации
тезисы доклада на конференции «ДИАЛОГ ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ» (25–27 октября 2007 года, Минск)


В настоящее время как никогда перед человечеством остро стоит проблема борьбы с проявлениеями религиозного экстремизма и насилия на религиозной почве. Для государства и общества решение этой проблемы заключается в достижении мирного сосуществования различных религий в условиях демократии и свободы совести, которое было бы религиозно обосновано. Для современности более реальным представляется не богословский межконфессиональный диалог, а диалог в социальной сфере и общегражданском пространстве. Тем более что богатый опыт подобного диалога в некоторых государствах имеется, и он успешно применяется как в гражданском, так и в политическом процессе.

В условиях глобализации вопрос сосуществования в одном социальном пространстве различных религиозных и этнических сообществ является одним из важных. Своевременное решение этого вопроса станет залогом предотвращения всплесков насилия и, что еще важнее, терроризма на религиозной и национальной почвах.

В настоящее время мировому сообществу необходимо обратиться к накопленному веками некоторыми государствами опыту толерантности, изучить традиции и механизмы мирного сосуществования религий, перенять и пропагандировать этот практический опыт во всем мире.

Наглядным примером, эталоном подобного государства, в котором мирно сосуществуют на протяжении весьма длительного времени традиционные мировые религии, является Азербайджанская Республика.

С древности в этой стране проживали представители самых различных религиозных направлений: зороастризма, иудаизма, христианства и ислама. История христианства в Азербайджане насчитывает 2 тысячелетия. Появление христианства на этой земле связывается с одним из учеников Иисуса Христа – апостола Варфоломея, который в 71 году, как об этом свидетельствует церковное предание, пострадал и принял смерть в г. Баку. В центре города у подножья Девичьей башни находится памятное место, где была пролита кровь апостола, и это место свято почитается христианами на протяжении 2-ух тысячелетий.

Известно, что христианство было широко распространено на территории современного Азербайджане в течение всего средневековья. Однако, поскольку политическая история Южного Кавказа была очень сложной и напряженной, то христианство пережило все те потрясения, которые пришлось вынести народам тогдашнего Азербайджана.

Новый импульс христианство для своего развития получило в XIX – XX столетиях. К этому времени этноконфессиональная структура Азербайджана уже успела сложиться в своих основных чертах. Для этого периода был характерен бурный экономический рост страны, в результате которого г. Баку за короткий промежуток времени превратился из сравнительно небольшого города в крупный экономический центр. Так, если в 1897 г. в нем проживало 111 904 человека, то к 1913 г. население почти удвоилось. Интересна и конфессиональная картина населения г. Баку. На это время здесь проживало бок о бок: мусульман – 76 965, православных – 76 927, иудеев – 9592, лютеран – 3801, католиков – 2902, сектантов – 4496, старообрядцев – 262 человека. В те годы в Азербайджане действовали мечети, православные соборы, церкви и часовни, кирха и синагоги, молельные дома. В начале 20 столетия православная христианская община приобрела статус епископской кафедры. В то же время были образованы римо-католическая, лютеранская, а также ряд протестантских общин. Это свидетельствует о том, что Азербайджан уже в эти времена был многоконфессиональным. Интересно, что в этот период принцип толерантности не только соблюдался, но и развивался в Азербайджане. Известно, например, что когда в Баку строили новый кафедральный собор Александра Невского, то финансовые вложения в строительство этого собора внесли и мусульмане, и иудеи Азербайджана. Глава мусульман обратился с призывом к своей пастве оказать помощь в строительстве этого собора. И женщины-мусульманки сдавали свои серебряные украшения для добавки в металл колоколов. В 1967 году в г. Баку сгорел храм Архангела Михаила. На постигшее православных верующих несчастье многие мусульмане откликнулись с состраданием, они начали делать вклады на восстановление храма. А на вопросы православного духовенства отвечали: «Горе тому городу, где сгорел дом Всевышнего».

В истории христианства известен такой меценат и общественный деятель, как Тагиев, который построил на свои средства не только мечети, но и несколько храмов и способствовал развитию женского образования в Азербайджане.

Надо отметить, что между христианами и мусульманами Азербайджана сложились отношения уважения и понимания. Ярким примером тому является отношение знаменитого Гусейнаги хана Нахичеванского к памяти великой княгини Елизаветы Федоровны. Известно, что она завещала похоронить себя в Иерусалиме, но претерпела мученическую кончину на Урале. В силу тех политических событий, которые произошли в начале 20 – го столетия в Восточной Европе, это сделать было невозможно, и вот Гусейнага хан Нахичеванский взял на себя труд исполнить волю пострадавшей покойной великой княгини, и потратил очень большие средства, для того, чтобы захоронить ее тело в Иерусалиме. В 2004 году в знак благодарности подвигу Гусеинаги хана Нахичеванского мощи Елизаветы Федоровны были принесены в Баку и выставлены для поклонения в кафедральном соборе свв. Жен – Мироносиц, чтобы таким образом воздать дань уважения азербайджанскому народу, который в лице Гусейнаги хана, потрудился для того, чтобы сохранить память великой княгини Елизаветы Федоровны.

20 век внес свои изменения в религиозную и политическую жизнь. К сожалению, дальнейшее развитие толерантности, этого национально-духовного достояния Азербайджана, было прервано печальным 17-м годом, после которого наши соотечественники были насильно оторваны от своих культурно-религиозных корней. Репрессиям были подвергнуты и христианские, и мусульманские, и иудейские религиозные деятели. Большинство из них мученически закончило свою жизнь. Так, из 17 действующих в Баку православных храмов только 3 не были снесены. Но все события эти не привели к конфликтам между христианами, мусульманами или иудеями. Они по-прежнему жили вместе, тайно продолжали праздновать свои религиозные праздники, собирались на кладбищах, которые в то время стали местами религиозного поклонения.

Богоборческая власть продержалась 70 лет. С обретением Азербайджаном самостоятельности вновь появилась возможность безбоязненного открытого существования традиционных конфессий. Но с самого начала становления независимого Азербайджана межконфессиональные отношения должны были пройти не одну проверку на свою прочность, о чем свидетельствуют бурные 90-е годы. В это время разразился бурный политический и экономический кризис. Находились люди, которые уже к существующим конфликтам хотели также добавить конфронтацию на религиозной основе. В связи с этим следует отметить ту позицию, которую занял уважаемый Шейх-уль-ислам гаджи Аллахшукюр Паша-заде. Своим авторитетом он воспрепятствовал разжиганию различных конфликтов на религиозной и национальной почве, которые были выгодны деструктивным силам. Он постоянно интересуется проблемами, возникающими в деятельности не только Православной Церкви, но и других традиционных религиозных общин.

Представители традиционных религий прилагают также немало усилий в разрешении Нагорно-Карабахского конфликта, в деле торжества справедливости и исторической правды. Так, религиозные деятели традиционных религии в Азербайджане неоднократно отвергали попытки представить армяно-азербайджанский конфликт как христианско-мусульманское противостояние. Эта «карта», по их убеждению, разыгрывается определенными политическими силами, старающимися ухудшить положение двух народов. Об уровне толерантности в Азербайджане свидетельствует и тот факт, что в центре г. Баку по сей день стоит нефункционирующее здание армянской церкви. Когда, во время напряженных отношений между Арменией и Азербайджаном, в Баку нависла угроза полного разгрома армянского храма, то глава мусульман, Шейх-уль-ислам поехал к этому храму, который пыталась разгромить и уничтожить легко возбудимая молодежь, и остановил эти варварские действия. Именно это отношение религиозных деятелей к храмам и святыням другого, пусть даже враждебно настроенного народа, свидетельствуют об их высокой духовной культуре

С приходом к власти Гейдара Алиева, был взят курс на стабилизацию жизни в Азербайджане. Он сделал толерантность одним из стратегически важных направлений в деле укрепления стабильности. 94 – 95 годы Гейдар Алиев обратился к нам с предложением провести ряд религиозных праздников более широко, выйдя за стены наших храмов. Тогда это показалось очень странным, потому что всем нам было очень трудно широко отмечать такие мероприятия во время финансового и политического кризиса. Но при поддержке Гейдара Алиева мы провели эти мероприятия. Со временем они стали у нас традиционными и отмечаются ежегодно. Рождественские и Пасхальные празднества уже широко проводятся в Азербайджане, при чем при поддержке правительственных кругов. Это является характерной чертой нашей жизни. Гейдару Алиеву принадлежат известные слова, что Азербайджан является многонациональным государством, и в силу этого поликонфессиональным, но при этом он добавил, что многонациональность и поликонфессиональность – наше богатство.

И действительно в Азербайджане, в одном котле кипят представители разных национальностей, разных религий. Живут все они мирно, находят общий язык, и делают все для того, чтобы в государстве восторжествовали мир и благополучие. В конституции Азербайджана закреплено положение о том, что все религии равны перед законом. Свидетельством этого является то, что в руководстве Азербайджанской Республики наряду с мусульманами, а мусульман естественно в стране большинство, присутствуют и христиане, и иудеи. Причем на всех должностных уровнях: президентском аппарате, в Милли Меджлисе, а также в других государственных структурах.

XXI век – является веком укрепления стабильности, развития толерантности. Ярким тому подтверждением является посещение Азербайджана известными религиозными деятелями. Так в XXI веке Азербайджан уже дважды посетил Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Дважды посетил Азербайджан Предстоятель Грузинской Православной Церкви, Католикос Патриарх Илия II. В 2002 году Азербайджан посетил Папа Римский Иоанн Павел II, а в 2003 – Константинопольский Патриарх Варфоломей. Эти визиты являются ярким примером того, что опыт и пример Азербайджана, привлекает многих людей, вызывая уважение и восхищение теми отношениями, которые сложились здесь между представителями разных национальностей и разных религий.

И хотелось бы, чтобы мировая общественность в условиях глобализации в лице дипломатов, журналистов дала должную оценку взаимоотношениям между народами и разными конфессиями в Азербайджане и постаралась использовать богатый опыт мирного сосуществования представителей разных этно-конфессиональных групп с пользой для своих государств.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен www.akavita.by