Error: Incorrect password!
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛА XIX ВЕКА В БЕЛАРУСИ
На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Церковные мастерские
Епархиальные организации
Иные организации
Приходские службы
Конференции / VII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения. 2001 г.

Восович Сергей Михайлович
ассистент кафедры философии и культурологии Брестского государственного технического университета, аспирант Института Истории НАН РБ

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛА XIX ВЕКА В БЕЛАРУСИ

Во второй половине XVIII в., несмотря на дискриминацию православного населения и противодействие со стороны униатского и католического духовенства в Речи Посполитой, на территории Беларуси возникли православные духовные семинарии: в 1759 г. Могилевский епископ Георгий (Конисский) открыл Могилевскую православную духовную семинария, а 15 сентября 1785 г. епископ Виктор (Садковский) открыл Слуцкую семинарию. Все семинарии Беларуси, как и Российской империи в кон. XVIII в., руководствовались в своей деятельности “Духовным регламентом”. По “Духовному регламенту” организация и руководство духовными школами поручалось епископам. От их кругозора, способностей и заинтересованности зависели, в значительной мере, открытие и благоустройство духовных школ. Епископы не только назначали и увольняли учителей и начальников, но и определяли им содержание. Так, от епископов зависело: распределение учебных предметов между классами и между учителями; поступление и увольнение воспитанников; распределение штатной семинарской суммы; благоустройство самой семинарии. Не зря в официальных документах семинарии обычно назывались архиерейскими, собственно его преосвященства семинариями. Завися полностью от епархиального архиерея духовные школы Беларуси, как и Российской империи, не имели ни правильного устройства, ни однообразного порядка и управления. В конце XVIII в. была предпринята попытка придать учебно-воспитательному процессу в духовно-учебных заведениях большую упорядоченность и стройную организацию. Вообще все семинарии были разделены на 4 округа, с подчинением каждого округа в учебно-воспитательном отношении своей академии. Минская семинария была подчинена Киевской Академии, а Могилевская — Санкт-Петербургской. Академии в своих духовно-учебных округах должны были руководить обучением в семинариях. Во всех семинариях стремились установить единообразный порядок обучения по образцу Невской Академии . Наблюдалось и некоторое подчинение Св. Синоду епархиальных архиереев в делах управления семинариями. Св. Синод осуществлял общий контроль над отношением архиереев к семинариям, высылал предписания и распоряжения, касающиеся учебно-воспитательного процесса. Однако попытки унифицировать учебный процесс в духовных учебных заведениях, за исключением академий, не увенчались успехом. В семинариях по-прежнему наблюдалось разнообразие программ и курсов. Такая крайняя неопределенность учебного процесса доходила нередко до смешивания учебных предметов разных классов. Обучение в значительной мере зависело от личной опытности учителей. Господствовала латынь. В обучении преобладали формализм и схоластика. Отсутствовало точное руководство в форме уставов, определяющих все стороны жизни духовно-учебных заведений и вообще отсутствовал постоянный внешний надзор над учебным процессом в духовных школах, общее управление. А из-за недостатка штатных окладов духовные школы до нач. XIX в. влачили полунищенское существование. Начало царствования Александра I ознаменовалось началом периода реформ, которые охватили и духовные школы. С целью устранения всех недостатков духовного образования и его дальнейшего совершенствования Александр I в 1803 г. издал указ о реформе духовного образования. 29 ноября 1807 г. был образован “Комитет об усовершенствовании духовных училищ”. При разработке своих рекомендаций в педагогических целях и для удобства Комитет учел результаты реформы светского образования. Комитет довольно детально наметил устройство преобразуемой школы, которое было изложено в составленном им “Начертании правил об образовании духовных училищ …” . Было определено устройство всех 4 типов духовных учебных заведений (приходских училищ, уездных училищ, семинарий, академий). Для всех типов учебных заведений Комитет наметил учебные программы. 26 июня 1808 г. император Александр I утвердил предложения Комитета. С публикацией указа 26 июня 1808 г. большинство членов расформированного тогда подготовительного комитета были переведены во вновь образованную Комиссию духовных училищ, на которую было возложено исполнение всех комитетских предложений и составление уставов. После окончательного исправления Комиссией духовных училищ проектов уставов духовных школ 1809 г., действовавших временно до 1814 г., император Александр I утвердил эти редактированные уставы 30 августа 1814 г.. Эти уставы оставались неизменными в течении 25 лет. В соответствии с делением светских учебных заведений все вообще духовные учебные заведения были также разделены на 4 разряда: академии, семинарии, уездные и приходские училища. Академии предназначались для высшего духовного образования, управления духовно-учебными округами и осуществления надзора за находившимися в их округах семинариями. Семинарии — для подготовки воспитанников в академии или к службе в приходах, а когда потребуется правительством, то к учебе в медицинских академиях. Уездные училища — для низшего образования и подготовки учеников в семинарии. Приходские училища — для подготовки учеников в уездные училища. Причем предполагалось создать 4 академии, 36 семинарий, открыть не более 10 уездных училищ и не более 30 приходских школ на каждую епархию. Сами же епархии с их духовно-учебными заведениями были разделены на 4 округа, каждый под руководством своей академии. Минская епархия была включена в Киевский духовно-учебный округ, а Могилевская — в Санкт-Петербургский. Во главе всей системы духовных школ учреждалось особая высшая инстанция — Комиссия Духовных Училищ, которая должна была составить подробные уставы, штаты и управлять всеми духовно-учебными заведениями через окружные академические правления. Коллегиальный характер и независимое положение Комиссии обеспечивали ей относительную независимость от всяких интриг и случайных влияний и беспристрастность в решениях. По уставу 1814 г. в первом классе приходского училища обучали чтению на российском и славянском языках, чистописанию по печатным российским прописям, нотному пению; во-втором — четырем правилам арифметики, первым началам российской грамматики и сокращенному катехизису. Срок обучения в каждом классе продолжался по году . Учебный план низшего отделения уездного училища включал российскую и славянскую грамматику, арифметику, “церковное обиходное и отчасти партесное пение с уставом церковным”, пространный катехизис, начала латинского и греческого языка; высшего отделения — продолжение пространного катехизиса, греческий и латинские языки, священная история, российская и всеобщая география. Курс обучения в каждом отделении продолжался 2 года . Полный шестилетний курс семинариий состоял из трех двухгодичных классов: класс словесных наук, к некоторым присоединялась всеобщая история; класс философских наук с присоединением математики и физики; класс богословских наук, с присоединением церковной истории. Вообще работа по преобразованию духовных школ началась уже в 1808 г. Сначала было решено преобразовать школы Санкт-Петербургского духовно-учебного округа. Так как не хватало преподавателей с академическим образованием для преобразуемых семинарий, то было решено ввести новые правила только в Сакт-Петербургской академии и Санкт-Петербургской семинарии. Преобразование остальных 5 семинарий было отложено до первого выпуска студентов преобразованной академии. Однако в административном отношении все семинарии Санкт-Петербургского духовно-учебного округа были уже подчинены академии. Одновременно с проведением подготовительной работы по открытию Санкт-Петербургской академии и семинарии шли подготовительные работы по открытию низших училищ соответствующего духовно-учебного округа. Было решено открыть приходские и уездные училища сразу во всех 6 епархиях. В августе 1808 г. Св. Синод потребовал от епархиальных архиереев сведения: сколько и где необходимо было открыть уездные и приходские училища. Могилевский и витебский архиепископ Варлаам (Шишацкий) первоначально планировал открыть 5 уездных и 15 приходских училищ. Приходские училища он хотел создать в каждом городе Могилевской губернии, в Витебской губернии в г.Невеле, г.Себеже и г.Боболуцкое. В городах Могилеве, Орше, Гомеле, Мстиславле, Витебске планировал открыть уездные училища . 23 февраля 1809 г. Комиссия духовных училищ утвердила сделанные архиепископом Варлаамом предложения, касающиеся количества училищ и распределения между ними приходов Могилевской епархии . Но при назначении ректоров, смотрителей и учителей училищ архиепископ Варлаам испытал большие затруднения. Из духовенства тех церквей, при которых намечалось организовать училища, только двое оказались способными для исполнения ректорской должности и четверо — смотрительской. Поэтому Варлааму пришлось перевести к церквам, при которых открывались училища, священников из других приходов, а для двух училищ смотрителей назначить из светских лиц, которые были рукоположены в священники. Что же касается учителей, то все они, кроме троих священников, были взяты из семинаристов. Причем Варлаам исключил из открываемых первоначально Витебское училище “по неимению для него кроме 3 учеников”, которые были переведены в Оршанское уездное училище. Помимо назначения учителей и руководителей училищ, архиепископ Варлаам распределил между училищами семинаристов низших классов и детей духовенства с шестилетнего возраста, разрешив только некоторым из них обучаться дома . 2 декабря 1809 г. Комиссия, утвердив назначение учителей, ректоров уездных и смотрителей приходских училищ, распределение учеников и мнение Варлаама об Витебском училище, распорядилась открыть 4 уездных и 15 приходских училищ с начала января 1810 г.. Для открытия училищ были высланы необходимые книги. В течение первых 17 дней января 1810 г. были открыты все планируемые училища . Витебское училище было открыто только 30 октября 1810 г.. Из открытых училищ только два уездных и три приходских разместились в зданиях, принадлежащих духовному ведомству, 9 приходских и 3 уездных занимали наемные помещения, 2 приходских размещались во владельческих домах, Невельское приходское училище находилось в монастыре. В 1811 г. архимандритом Амвросием была совершена ревизия всех уездных и 6 приходских училищ, результаты которой были хорошими. Что касается самой Могилевской семинарии, то в 1809 г. были закрыты низшие семинарские классы и семинаристы этих классов были распределены между открытыми уездным и приходским училищами. Класс пиитики не был закрыт до 1812 г., так как его ученики еще не окончили положенного двухгодичного срока. Классы риторики, философии, богословия, позднее составившие основу собственно семинарского курса, оставались неизменными до 1814 г. Само же преобразование семинарии произошло в 1814 г.. В сентябре 1816 г. император Александр I пожелал увидеть преобразованным Киевский духовно-учебный округ. Поэтому с ноября 1816 г. начались подготовительные работы к преобразованию учебных заведений Киевского округа. Рассмотрев представления минского архиепископа, Комиссия духовных училищ 30 мая 1817 г. решила “утвердить одно только уездное училище вместе с приходским при семинарии, которую, по удобству местного положения, оставить по прежнему в Слуцке” . Так как в самой Минской семинарии не было учителей, способных вести занятия в соответствии с новыми требованиями, то Комиссия назначила в эту семинарию преподавателей. Преобразование самой Минской семинарии произошло 20 сентября 1817 г.. Приходское училище было образовано из двух “заправных” классов предшествующей Минской семинарии 20 сентября 1817 г., а уездное училище было открыто 22 сентября 1817 г.. Количество открытых училищ не соответствовало потребностям епархий. В Могилевской епархии количество приходских училищ превышало епархиальные потребности. Поэтому количество приходских училищ начало постепенно сокращаться. Так, в 1812г. были закрыты приходские училища: 26 апреля — Чериковское, 1 мая — Быховское, 3 мая — Чечерское . 28 апреля 1814 г. Комиссия духовных училищ утвердила соединение Утевского училища с Гомельским, Копыского с Дубровицким . Вскоре были закрыты Любавичское и Копыское приходские училища, а их документы переведены в Дубровицкое . 31 октября 1824 г. было решено закрыть Себежское, а Велижское присоединить к Витебскому уездному училищу . В результате сокращения числа училищ в 1824/25 уч. г. в Могилевской епархии насчитывалось уже 4 уездных училища со 195 учениками и 6 приходских с 108 учениками . 18 октября 1830 г. было решено закрыть Оршанское приходское училище, переведенное из Дубровно. В результате к 15 января 1837 г. на территории Полоцкой и Могилевской епархий не было отдельных приходских училищ. Закрывались училища в основном из-за малочисленности учеников. Влияло и отсутствие учителей. Случались и переводы училищ. Обычно переезжали училища, чтобы улучшить свои жилищные условия или свое местонахождение. Так, 20 мая 1814 г. Комиссия решила Боболуцкое училище перевести в Велиж, так как “учителя и ученики были стеснены в квартирах”[10,л.3]. В 1814 г. Невельское приходское было переведено от Воскресенской к Успенской церкви по причине нахождения Воскресенской церкви загородом, а Чаусовское от Николаевской церкви — к Георгиевской по причине нахождения Николаевской церкви за рекой. Мстиславские училища в 1833 г. были размещены в зданиях иезуитского монастыря. Если количество открытых училищ на территории Могилевской епархии превышало ее потребности, то в Минской епархии наоборот наличные училища с 20-ых г. XIX в. были переполнены. Поэтому в зданиях бернардинского монастыря в 1834г. были открыты Минские уездное и приходское училища. Таким образом в результате реформы духовного образования начала XIX в. улучшился учебно-воспитательный процесс в духовных школах Беларуси. Однако количество открытых уездных и приходских училищ не соответствовало потребностям белорусских епархий, что повлекло за собой изменения их количества в 20-30-ые г.. XIXв. Литература: 1.18726. – 31 октября, Синодский. – О порядке учения в Духовных Академиях и Семинариях // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. – СПб.: тип. II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. – т. XXV. С.427-428 2. 23.122 – июня 26. – Именной, данный Синоду. О усовершении Духовных Училищ; о начертании правил для образования сих Училищ и составлении капитала на содержание Духовенства // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. – СПб.: тип. II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. – т. XXX. С.383-395 3. 25676. - августа 30. Высочайше утвержденный проект Устава Духовных приходских училищ // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. – СПб.: тип. II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. – т. XXXII. С.997 4. 25675. – августа 30. Высочайше утвержденный проект Устава Духовных Уездных Училищ // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. – СПб.: тип. II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. – т. XXXII. С.285 5. Российский государственных исторический архив г. Санкт-Петербург (РГИА) Фонд 802 – опись 1 - Дело 71. Л.2об.-11об. 6. Тамже. Л.17 и об. 7. Тамже. Л.37об.-61,64 8. Тамже. Л.67-71 9. Тамже. Л.93 10. РГИА Ф. 802 – Оп.1 - Дело 1790. Л.11-13 11. РГИА Ф.802 – Оп. 1 - Дело 729. Л.1об 12. РГИА Ф. 802 – Оп. 1 - Дело 1412.Л.8 13. РГИА Ф. 802 – Оп.1 - Дело 4989. Л.11-13 14. РГИА Ф. 802 – Оп. 1 - Дело. 3718. Л.23 15. РГИА Ф. 802 – Оп. 1 - Дело. 4116. Л.45-46



В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен www.akavita.by