Error: Incorrect password!
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА И КУЛЬТЫ
На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Церковные мастерские
Епархиальные организации
Иные организации
Приходские службы
Конференции/ VII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения. 2001 г.

Бернар Фасье
Посол Франции на Беларуси

ФРАНЦУЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА И КУЛЬТЫ

Все, что касается религии, всегда имело важное значение для Гражданского Общества и Правительств, которые им управляли, вне зависимости от их отношений. История Франции, как и история других стран Западной Европы, глубоко отмечена, с самого начала развития Христианства во Франции и до XX-го века, борьбой между религиозными и политическими властями. Идет ли речь об их влиянии на народы, либо о назначении религиозных представителей или же об имуществе. До революции во Франции существовало тесное взаимодействие между Королевством и католической церковью с жестокими противостояниями между католиками и протестантами с XVI-го по XVIII-ый века. (Пример — кровопролитные религиозные войны во Франции в течение почти пятидесяти лет). Накануне революции, несмотря на то, что протестанты постепенно получали признание своих прав, перевес католической церкви оставался, тем не менее, все еще очень сильным (пример — просьба собрания духовенства к королю в 1787-ом году: "Пусть король никогда не соглашается в этой стране исповедовать иную, чем католическую, религию"). I) Решающий этап — революция. Действительно, Французская Революция уравняла все религии. Конституционное Собрание позволило протестантам быть принятыми на любую должность, евреев, в индивидуальном порядке, признавали гражданами (однако все еще без коллективного признания их религии). Революция также положила конец превосходству католической церкви над гражданским обществом и лишила ее финансовых ресурсов и имущества.

Декларация Прав Человека и Гражданина (1789 года) рассматривает религию: католическую, протестантскую или иудейскую только как личное мнение каждого человека. И только закон должен регулировать условия вероисповедания. Гражданская Конституция Духовенства (1790 год), привела карту католических епархий в соответствие с картой административных областей, установила правило выбора священников и епископов самими гражданами. Все духовные лица должны были признать ее под клятвой, вот поэтому она глубоко разделила Францию (только 4 из ста тридцати епископов и около половины священников согласились дать клятву). И только Наполеон Бонапарт, тогда 1 и консул Республики, установил религиозный и гражданский мир с подписанием с папой Пием 7-ым Конкордата в 1801-ом году. Это соглашение ставило религию под защиту Государства и устанавливало в то же время строгий контроль над тремя признанными Государством культами. Еврейская религиозная общность получила отныне те же права, что католики и протестанты. Эти три религии были одновременно официально признаны государством и были поставлены под его руководство и администрацию с помощью настоящего Министерства Культов. II) Современные отношения Государства и Церквей во Франции регулируются различными правовыми текстами. Закон об отделении Церкви от Государства от 9-го декабря 1905-го года (см. приложение 2) является основой. С помощью этого закона Французская Республика осуществляет "свободу совести", не признает и не финансирует вероисповедание и не платит зарплату священникам, но она гарантирует "свободное отправление всех культов". Этот закон задумывался как "полное отделение Церкви от Государства" во время страшного антиклерикализма во Франции (с обязательным разрешением и контролем над конгрегациями, с запрещением церковного обучения и разрывом дипломатических отношений с Ватиканом). Он утверждал светскость государства, глубоко враждебного к религиям. Несмотря на то, что этот текст был зависим от очень сложных отношений между Государством и Церковью во Франции в начале XX то века, он все-таки открыл путь к последующему непрерывному развитию концепции светскости, от противостояния к нейтралитету, затем от нейтралитета к гарантии свободного отправления культов. Вскоре на смену спорного пришло более уважительное к убеждениям каждого гражданина отделение, закон 1905-го года был постепенно изменен целой серией других правовых текстов: Во время возвращения Франции в 1918-ом году после Первой Мировой войны Эльзасской и Мозельской областей (захваченных Германией в 1870-ом году), где все еще действовал Конкордат Наполеона, модифицированный различными законами Германской империи. Затем — дипломатическими соглашениями между Францией и Ватиканом в 1921-ом году (которые восстанавливали дипломатические отношения и определяли условия назначения епископов), в 1923-ем году урегулировали отношения французского государства с представителями католической иерархии. Таким образом, Франция является светским государством, которое одновременно обладает полным законодательством, позволяющим регулировать культы. Существует не только режим общего права, но также особый режим для французских заморских территорий. Режим общего права состоит из начального режима полного отделения, разработанного в 1905-ом году, модифицированного дипломатическими соглашениями, из длительной судебной практики государственного Совета и нескольких последующих текстов, основные из которых: Конституции Французской Республики 1946-го и 1958-го годов, которые провозглашают, что Республика является неделимой, светской и демократической и обеспечивает равенство всех граждан перед законом, несмотря на их происхождение, расовую принадлежность или вероисповедание, а также утверждает, что оно уважает все веры. Европейская Конвенция прав Человека и основных свобод (1950 года, ратифицированная Францией в 1981-ом году) еще больше уточняет эти положения: любой человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания; это право означает свободу менять религию и убеждения, а также свободу проявлять свою религию или свои убеждения, как в индивидуальном, так и в коллективном порядке, приватно или публично, посредством культа, обучения, практики и исполнения обрядов. Свобода проявлять свою религию и свои убеждения может быть ограничена только законом, предусматривающим наличие необходимых в демократическом обществе мер по обеспечению общественной безопасности, по защите общественного порядка, здоровья и общественной морали, и по защите прав и свобод других людей. Вот поэтому, несмотря на принцип отделения 1905-го года, Французское правительство (в основном Министерство Внутренних Дел (что касается урегулирования культов) и Министерство Иностранных Дел (что касается исполнения дипломатических соглашений) должно уделять особое внимание вопросам религии. I) Задачи "Отдела Культов" Министерства Внутренних Дел зависят одновременно от прошлого и от развития современной жизни: Традиционные задачи: регулирование административных аспектов религиозной жизни во Франции (отношения между церковью и государством, применение текстов, получение культовых мест и т. д.). Новые задачи связаны с появлением во Франции других культовых ассоциаций, других культов и даже других религий. Как, например: Ислам, который будучи очень древней религией, был мало и непостоянно представлен во Франции, и который стал сегодня, в численном выражении, второй религией. Таким образом, Отделу культов необходимо, уважая принципы светской Республики, определить условия существования мусульманства в нашей стране, с помощью некоторых правовых документов и опираясь на "Хартию Мусульманского культа во Франции", подготовленного представительскими инстанциями этой конфессии (см. Приложение 2). Одновременно, во Франции также появились католические церкви, отделенные от Рима, новые сообщества внутри или на границе с конфессиями, связанными с 4 основными культами, практикующими в стране: католическим, протестантским, иудейским и исламским. Кроме того, миграции, связанные с историей и, в частности, с армянским геноцидом 1915 года, с русской революцией 1917 года и с другими событиями, привели во Францию — Отчизну свободы тысячи людей. Восточная православная церковь насчитывает более 400.000 последователей в сегодняшней Франции: православные русские, греки, украинцы, сербы, румыны, сирийцы, армяне, грузины и копты. С 1925 года Институт Святого Сергия в Париже, единственное в Западной Европе высшее учебное православное учреждение, является важным влиятельным духовным центром. Наконец, религии, которые были практически не известны во Франции, недавно там появились, как, например, буддизм, которому Декрет 1988 года дал право на законное существование. *** Таким образом, в заключение можно сказать, что управление делами религий с помощью Отдела культов Министерства Внутренних Дел Французской Республики, не является чем-то статичным, но чутко реагирует на развитие религиозной ситуации во Франции (см. Приложение 1). Закон отделения 1905-го года и все последующие тексты не уничтожили отношений между государством и религиями. Французская Республика "не признает" официально никакого культа, но она "знает" (в кавычках) их всех на практике и по статусу, которые они сами себе придали. Она не объявила культы вне закона, даже наоборот, она организует и гарантирует их свободу "в рамках закона". Отсюда вытекает необходимость наладить постоянное сотрудничество между гражданскими и религиозными властями, при абсолютном уважении сфер ответственности каждой из сторон, которые должны оставаться полностью отделенными.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Религиозные конфессии во Франции

оличественная оценка, сделанная Жераром ШОЛВИ в 1997 году в очерке "Религия во Франции") 1) Католики: 1.1) Католики "теоретики": 42 миллиона (74% населения) 1.2) Католики "регулярно соблюдающие обряды": 7 миллионов (12% населения) 2) Мусульмане: 3 миллиона (5% населения) 16% из которых посещают мечеть по пятницам 3) Протестанты: 1 миллион (1.7% населения). Из них: Реформаты: 450 000 Лютеране: 270 000 Евангелисты: 280 000 4) Иудеи: 0.6 миллиона, 15% из которых соблюдающие обряды 5) Православные и апостольские армяне: 0,4 миллиона 6) Другие конфессии (из которых буддистов): 0,6 миллиона 7) Не относящиеся к вышеперечисленным: более 8 миллионов (16% населения)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ЗАКОН от 9 Декабря 1905 года Об отделении Церкви от Государства (отдельные статьи) СТАТЬЯ ПЕРВАЯ Республика обеспечивает свободу вероисповедания. Она гарантирует свободное отправление культов с единственными ограничениями, предписанными в интересах соблюдения общественного порядка. СТАТЬЯ 2 Республика не признает, не платит жалованье и не предоставляет дотацию ни одному культу. Следовательно, с 1-го января 1906 года, после утверждения настоящего Закона, все расходы, относящиеся к отправлению культов, будут исключены из бюджетов государства, департаментов и коммун. Тем не менее, они могут быть вписаны в упомянутые бюджеты расходов, относящиеся к службам милосердия, и направлены на обеспечение свободного вероисповедания культов в общественных учреждениях, таковых как лицеи, коллежи, школы, дома для престарелых, приюты и тюрьмы (...). СТАТЬЯ 4 Через год после утверждения данного Закона, движимое и недвижимое имущество церквей и монастырей, фабрик, консисторий пресвитерианской церкви, других консисторий и общественных культовых учреждений будут, вместе со всеми повинностями и обязательствами, которые на них возложены, а также другими, принадлежащими им ассигнованиями, переданы законными представителями этих учреждений в ассоциации, которые, в соответствии с правилами общей организации культа, предлагаемыми для обеспечения вероисповедания, будут созданы на законной основе, следуя предписаниям статьи 19, для отправления конкретного культа в прежних округах, то есть в вышеупомянутых учреждениях (...). СТАТЬЯ 7 Движимое и недвижимое имущество, предназначенное для использования на цели милосердия или другие ассигнования для отправления культа, будут переданы законными представителями церковных учреждений в службы или общественные учреждения или же другие организации общественного назначения, предназначение которых соответствует использованию вышеуказанного имущества. Данная передача имущества должна быть одобрена префектом департамента, где находится церковное учреждение. В случае несогласия, решение будет вынесено на основании указа Государственного Совета (...). СТАТЬЯ 9 В случае отсутствия ассоциации, которая может принять имущество общественного культового учреждения, это имущество будет передано, на основании декрета, коммунальным благотворительным учреждениям или учреждениям вспомоществования, расположенным на территории указанного церковного округа (...). СТАТЬЯ 11 Во время утверждения настоящего закона, служители культов, достигшие полных 60 лет и которые не менее 30 лет выполняли церковные обязанности, оплачиваемые Государством, будут получать ежегодно пожизненную пенсию, равную трем четвертям их жалованья. Те, которые достигли возраста более 45 лет и не менее 20 лет выполняли церковные обязанности, оплачиваемые Государством, будут получать ежегодно пожизненную пенсию, равную половине их жалованья. Размер пенсий, указанных в двух предыдущих параграфах, не должен превышать 1500 франков (...). Служители культов, получающие в настоящее время государственное жалованье и не входящие в рамки вышеуказанных условий, будут получать, в течение четырех лет, начиная с момента упразднения бюджета, предназначенного на оплату культов, пособие в первый год, равное полной сумме их жалованья, во второй год — две третьих, на третий год — половину жалованья и на четвертый год — третью часть. Однако, в коммунах, насчитывающих менее 1000 жителей, для служителей культов, которые будут продолжать исполнять там свои обязанности, срок каждого из четырех вышеперечисленных периодов будет увеличен вдвое. Департаменты и коммуны могут, на тех же условиях, что и Государство, предоставить служителям культов, которые получают от них в это время жалованье, пенсии или пособия, установленные на этой же основе и на равный срок (...). СТАТЬЯ 12 Здания, предоставленные в распоряжение нации, но, в силу закона от 18 жерминаля года Десятого, служат для общественного отправления культов или для проживания их служителей (кафедральные соборы, церкви, часовни, храмы, синагоги, архиепископства, дома священников, семинарии), а также дополнительные сооружения к ним и обстановка, которая там находилась в момент передачи этой недвижимости культам, являются и остаются собственностью Государства, департаментов и коммун (...). СТАТЬЯ 13 Здания, используемые для общественного отправления религиозного культа, а также обстановка, находящаяся в них, будут оставлены в бесплатное пользование общественным культовым учреждениям, затем ассоциациям, которые их заменят и которым будет передано имущество этих учреждений на основе применения положений документа II (...). Помещения, прежде предназначенные для отправления культов, в которых культовые церемонии не проходили в течение одного года до утверждения настоящего закона, а также те помещения, которые не будут затребованы культурной ассоциацией в течение двух лет после его утверждения, могут быть, на основании декрета, предназначены для другой цели (...). СТАТЬЯ 16 Будет проведена дополнительная классификация зданий, используемых для отправления общественного культа (кафедральные соборы, церкви, часовни, храмы, синагоги, архиепископства, резиденции епископов, дома священников, семинарии), в которой будут учитываться все здания, представляющие, в целом или частично, художественную или историческую ценность (...). Церковные архивы и библиотеки, находящиеся в архиепископствах, в резиденциях епископов, крупных семинариях, в приходских церквях, в дополнительных церквях и дополнительных помещениях к ним, будут инвентаризированы, а те из них, которые будут признаны собственностью Государства, будут ему возвращены. СТАТЬЯ 26 Запрещается проводить политические собрания в помещениях, служащих обычно для отправления культа. СТАТЬЯ 27 Церемонии, крестный ход и другие мероприятия культа будут установлены в соответствии со статьями 95 и 97 муниципального закона от 5 апреля 1884 года. Время колокольного звона будет назначаться на основании постановления муниципалитета, а в случае несогласия между мэром и председателем или директором культовой ассоциации, решения префектуры. Административный общественный регламент, предусмотренный статьей 43 настоящего закона, определит условия и случаи, когда может производиться колокольный звон. СТАТЬЯ 28 В будущем, запрещается возводить или ставить религиозный знак или эмблему на общественных памятниках или в каких бы-то ни было общественных местах, за исключением зданий, служащих для отправления культа, на местах погребения на кладбищах, погребальных памятниках, а также в музеях и на выставках (...). СТАТЬЯ 30 В соответствии с положениями статьи 2 закона от 28 марта 1882 года, религиозное образование детей в возрасте от 6 до 13 лет, обучающихся в государственных школах, может проводиться только в неучебное время. По отношению к служителям культов, которые нарушат эти предписания, будут применены положения статьи 14 вышеуказанного закона. СТАТЬЯ 34 Любой служитель культа, который в местах, где отправляется этот культ, в произнесенных речах, чтениях, распространяемых писаниях или же расклеенных объявлениях, публично нанесет оскорбление или оклевещет гражданина, облеченного общественной властью, понесет наказание в виде штрафа от 500 до 3000 франков и в виде тюремного заключения сроком от месяца до одного года, или же только одно из них (...). СТАТЬЯ 35 Если в произнесенной речи или в вывешенном или распространенном публично документе в местах, где проходит отправление культа, содержится прямая провокация для исполнения законов или законодательных актов общественных органов управления, или делается попытка поднять или даже восстановить одну часть граждан против другой, служитель культа, который будет признан виновным, понесет наказание в виде тюремного заключения от трех месяцев до 2 лет, без наказания в сообщничестве, в случае, если следствием провокации явятся мятеж, бунт или гражданская война. СТАТЬЯ 42 Сохраняются положения закона, относящиеся к существующим в настоящее время праздничным дням (...). СТАТЬЯ 44 Отменяются все положения, относящиеся к общественной организации культов, признанных внутри Государства, а также все положения, противоречащие настоящему закону (...).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Хартия мусульманского религиозного культа во Франции Введение Ислам, вторая по счету религия во Франции по числу ее приверженцев, проявляет себя одновременно как общераспространенная духовность и сообщество, желающее проявить свои культурные специфичность и организацию в рамках законов Республики. Настоящая хартия предложена мусульманскими организациями, объединенными в Консультативный Совет Мусульман Франции (CCMF). Она определяет основные положения, которые мусульмане Франции хотели бы уточнить: историческая законность их присутствия на земле Франции; принципы, на основе которых они могут объединиться; организация их религиозного культа; их отношение к французскому обществу и Государству; Ислам — это религия, которая не проводит никакого различия между верующими. Настоящая хартия также представляет собой обращение ко всем Мусульманам Франции, не проводя различия в зависимости от их происхождения, национальности или школы юриспруденции. В прошлом, своей пролитой кровью в Вердене или Монте Кассино, в настоящее время —своим тяжелым трудом, применением умственных способностей, своей созидательностью, Мусульмане Франции способствуют защите и славе Нации так же, как своему процветанию и распространению влияния во всем мире. Сообщество мусульман пытается сохранить живую историю своего присутствия во Франции и сохранить свою историческую память, которая, как и другие составные части Нации, является составной частью национальной памяти. Основные принципы "Крепко держитесь за Бога и не разъединяйтесь. Вспоминайте добро, которое Бог Вам дал, объединив Ваши сердца, чтобы Вы стали братьями, потому что раньше Вы были друг против друга" (Коран, 3:103). Статья первая Ощущая на себе вызов современного, меняющегося мира, сообщество мусульман стремится утвердиться в убеждении, что только представительские организации, задуманные и организованные ею и для нее, позволят ей осуществить ее законные духовные и культурные устремления. Благодаря этим организациям, она сможет сама, наилучшим образом, благоприятствовать духовному прогрессу своих членов, будущему развитию культурной жизни своей молодежи, объединять обездоленных, принимать участие в борьбе против социальных бедствий и избегать политических и идеологических отклонений, приносящих ущерб ей самой и национальному интересу. Статья вторая Мусульмане различного происхождения, живущие во Франции, стремятся объединиться и сплотиться, уважая многообразие чувств, что само собой является богатством. Статья третья Ислам — это всеобщее послание, основанное на Коране и на Традиции Пророка Мухаммеда. Мусульмане Франции хотят найти в своем духовном и культурном наследии ключи, чтобы жить в гармонии в национальном сообществе и решать различные проблемы, которые встают перед ними. Статья четвертая Гражданская сплоченность и национальный союз Франции не основываются на одной этнической группе или одной религии, их основой является желание жить вместе и разделять принципы Декларации Прав Человека и Гражданина и ценности Республики. Мусульмане, живущие во Франции, французы они или же иностранцы, живут в этой стране по своему выбору и осознают, что их членство в национальном сообществе дает им права и ставит перед ними обязанности.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен www.akavita.by