Error: Incorrect password!
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКОНОПИСНЫХ И ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИ
На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Церковные мастерские
Епархиальные организации
Иные организации
Приходские службы
Конференции / VI Международные Кирилло-Мефодиевские чтения. 2000 г.

Концевой М.П.
старший преподаватель технологий Брестского государственного университета

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКОНОПИСНЫХ И ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИ

"Труден путь через современность к Православию и обратно". Эти слова С.Н. Булгакова так же справедливы для наших дней‚ как и в начале ХХ века. Неизбежность и необходимость этого пути хорошо понимается Церковью‚ которая "проявляет все большую открытость‚ памятуя слова Спасителя: "Блаженны алчущие и жаждующие правды‚ ибо они насытятся" (Мф.5:6). Очередньм примером такой позиции является использование новых возможностей глобальной компьютерной связи. Теперь сведения о текущих событиях Русской Православной Церкви‚ о различных аспектах ее служения можно будет получать в неискаженном виде через наш официальный сервер в сети Интернет" (1). Особое значение придается развитию православного Интернета. Временем его рождения в России является начало 1996 г.‚ когда возникла официальная страница Нижегородской епархии‚ и чуть позже — официальная страница Московского Патриарxата. На настоящий момент общее количество отдельных православных Интернет – страниц‚ организованных каноническими церковными объединениями или частными лицами в России‚ исчисляется сотнями. Это страницы епархий и учреждений Московской Патриархии, различных православных организаций, монастырей и приходов‚ СМИ‚ личные страницы‚ сделанные конкретными православньши людьми‚ православные интернет – библиотеки и интернет – форумы. Кроме того‚ есть немало серверов‚ на которых находится полезная для православных информация — библейские тексты‚ рассказы о храмах‚ о церковном искусстве‚ об отдельных периодах истории Церкви и России‚ справочники и т.д. Однако позиция настороженного отношения к Интернету по – прежнему остается очень сильной и достаточно аргументированной. Констатируется‚ что в "мире глобальных информащюнных систем невозможно встретить что-либо настоящее‚ существующее в действительности. Он как сон‚ образованный одними информационными фантомами и иллюзиями. Кажется‚ что общаешься с человеком‚ а на самом деле "беседуешь" только с компьютером. Думаешь‚ что путешествуешь по святым местам‚ а видишь одни только фотографические изображения. Полагаешь‚ что служишь Господу‚ а бродишь по дорогам Велиара. И даже проповедь наших батюшек в Интернете по большей части является соблазном; ибо она ведет за Словом Божиим не в храм‚ а в ту же глобальную сеть" (2). Нередко радикализм аргументации перевешивает ее основательность: "Вступая во взаимодействие с глобальными информационными системами,... человек оказывается лицом к лицу с иной‚ нечеловеческой формой жизни‚ бытие которой все в большей и большей степени выходит из-под его контроля. Причем источником энергии (то есть фактически пищей!)‚ поддерживающей существование и развитие этих систем‚ является человеческое сознание‚ а в конечном итоге и душа" (2). Вместе с тем тут обозначена действительная реальная проблема‚ которая требует глубокого изучения. В отсутствии окончательного решения тем более важными представляются конкретные факты использования Интернета в области христианского образования и их мировоззренческий смысл. Изучение изобразительного искусства немыслимо без обращения к его истории. Это верно для любого аспекта такого изучения‚ в том числе и для цикла учебных курсов по компьютерной графике (как области искусства)‚ которая уже несколько лет преподается на художественно – графическом отделении психолого – педагогического факультета Брестского государственного университета. Это светские курсы‚ но они по необходимости должны содержать элементы религиозного образования‚ ведь "религиозный культ вообще есть колыбель культуры" и "искусство с колыбели повито молитвой и благоговением" (3, с.326). Истины этой нельзя не замечать‚ как невозможно игнорироватъ разрушительные последствия тотальной секуляризации искусства. Сегодня‚ в эпоху постмодернистского смыслоотрицания в технологически изощренных технологических инсталляциях и перформансах‚ это особенно очевидно‚ как очевидна иллюзорность линейного прогресса‚ самодостаточность науки и т.п. Адекватное понимание и оценка роли и возможностей нового инструментария изобразительного искусства невозможны на основании абсолютизации преходящих ценностей Просвещения‚ но требуют постижения подлинного развития художественной культуры‚ исходя из собственных целей каждого ее этапа. "В новейшее время мы уже научаемся понимать мнимую окончательность этого просвещения и узнали‚ как научно – философски‚ так и исторически‚ а особенно художественно‚ что ... и в Средневековье течет полноводная и содержательная река истинной культуры‚ со своею наукою‚ со своим искусством‚ ... но именно со своим" (4, с.58). И тогда особое значение и звучание в образовательном процессе обретает изучение художественного пространства иконы (обратная перспектива‚ колорит раскрасок и линий разделки‚ разноцентренностъ изображений и т.д.). Это тем более необходимо в художесгвенно – педагогическом образовании‚ ибо‚ как верно заметил П.А. Флоренский: "Рисунки детей‚ в отношении неперспективности‚ и именно обратной перспективы‚ живо напоминают рисунки средневековые‚ несмотря на старания педагогов внушить детям правила линейной перспективы; и только с утерею непосредственного отношения к миру дети утрачивают обратную перспективу и подчиняются напетой им сxеме. Так‚ независимо друг от друга поступают все дети. И‚ значит‚ это — не есть простая случайность и непроизвольная выдумка какого-то византийствующего из них‚ а метод изобразительности‚ вытекающий из характера воспринимательного синтеза мира. Так как детское мышление — это не слабое мышление‚ а особый тип мышления" (4, с.61). В условиях гуманизации педагогического процесса‚ признавшего‚ наконец‚ самоценность детства‚ это требует соответствующей подготовки учителя. Обратиться к иконописньм источникам в конкретных условиях протекания учебного процесса в университете было бы практически невозможно без использования современных информацонных технологий. Большую помощь оказывают мультимедийные энциклопедии на CD – RОМ. Это "Русская иконопись ХI – ХХ веков (более 500 изображений икон и около 1000 кратких статей с описанием сюжетов и школ иконописи) и "Белорусская Иконопись ХII – ХIХ веков" (сотни иллюстраций с краткими пояснительными текстами‚ статьи белорусских и зарубежных исследователей‚ в которых анализируется иконопись как самостоятельное явление в европейской живописи). Поистине незаменимым средством приобщения к миру иконописи является Интернет‚ открывающий доступ к важнейшим коллекциям их цифровых изображений. Лучше всего осуществлять поиск необходимых ресурсов с официального Web – сервера Московского Патриархата: http://www.russian – orthodox – church.org.ru/, что поможет избежать напрасного блуждания в Сети и столкновения с различными сектантскими ресурсами. Замечательным источником является Виртуальный каталог икон: http://www.wco.ru/icons/. Здесь можно найти иконы Древней Руси ХI – ХVI веков: христологический ряд‚ богородичный ряд‚ церковно – исторический ряд‚ Новгородскую иконопись‚ иконопись Древнего Пскова ХIII – ХVI веков‚ живопись Древней Твери‚ избранные Древнерусские иконы из собрания Павла Корина. Отсюда можно обратиться и к другим ресурсам: церковное искусство (http://www.or.ru/links/)‚ Ярославские храмы‚ фрески и иконы (http://www.cnit2.uniyar.ac.ru/yaros/www00126.htm)‚ Иконы Св. Горы Афон (http://zeus.csd.auth.gr:80/athos/a icons lib.htm)‚ Иконы‚ представленные греческой Благовещенской церковью (http://members.aol.com/grkorthdx2/gcicons.htm)‚ История искусств: Раннехристианское‚ византийское и средневековое искусство (http://www.dsu.edu/departments/liberal/artwork/Art)‚ Византийское искусство: иконы‚ памятники архитектуры (http://www.bway.net/~halsall/images.html)‚ Византийские православные иконы — страница скита Исаака Сирина (http://www.skete.com//index.htm)‚ Музей Андрея Рублева (http://www.redsun.cs.msu.su/moscow/rublev/rublev.html)‚ Государственный музей – заповедник "Ростовский кремль" (http://www.museum.rostov.yar.m/museum/) и многим другим. Приятно отметить, что на сайте Белорусского института проблем культуры также есть коллекция икон (http://belipk.unibel.by/icgal.htm), где представлено несколько изображений белорусских икон ХII – XIX вв. Определенные опасения при решении использовать компьютерные технологии при знакомстве с иконописью вызывали особенности восприятия их экранных изображений. Ведь, как убедительно писал А.Ф. Лосев, «нельзя молиться при электрическом свете, а можно только предъявлять вексель. ... Зажигать перед иконами электрический свет так же нелепо и есть такой же нигилизм для православного, как летать на аэропланах или наливать в лампадку не деревянное масло, а керосин... Электрический свет не интимен, не имеет третьего измерения, не индивидуален. В нем есть безразличие всего ко всему, вечная и неизменная плоскость. В нем нет сладости видения, нет перспективы..., это, может быть, та бесовская сила, про которую сказано, что она скучища неприличная» (5, с. 59). Однако жизнь изменчива, меняется и мифическое восприятие ее явлений. Очень много прожито и пережито под электрическим светом, очень разным он оказался. Сегодня светящийся экран монитора, который высвечивает изображения из глубины, рождает их в потоках несущего света, обладает живой привлекательностью для юных современников. Он не может, конечно, заменить очарование едва тлеющей лампадки, да и не должен этого делать, но нельзя отказывать ему в своем, особенном предназначении – стать посредником в открытии глубины. Кроме того, необходимо помнить, что икона не есть Бог и «благоговейное отношение к иконе есть почитание ее первообраза...; если мать может мысленно беседовать с умершим сыном, глядя на его портрет, то вполне понятно, что молитвенному обращению ко Христу, Пречистой Деве и святым способствуют их образы, начертанные рукой художника» (6, с. 163). Смотреть и видеть не одно и то же. Для того, чтобы видеть, мало иметь только глаза, необходимо понимание того, на что смотришь, «ведь живопись имеет задачею не дублировать действительность, а дать наиболее глубокое постижение ее архитектоники ее материала‚ ее смысла; постижение этого смысла‚ этого материала действительности‚ архитектоники ее созерцающему глазу художника дается в живом соприкосновении с реальностью‚ вживанием и вчувствованием в реальность" (4, с.51). Особенность иконы в том‚ что она не есть "ширма‚ застящая свет бытия", но "есть открытое настежь окно в реальностъ". Без осознания этой высшей реальности‚ мира духовного, икона не может быть понята и как произведение искусства‚ а явится всего лишь "неумением и художественной нелепицей". "В сущности‚ хотим мы этого или нет‚ но иконный лик‚ замещая зеркальный (и отбрасывая идолатрию взора)‚ привносит в наш опыт совершенно иную экологию восприятия. Не мы видим‚ не наше "я"‚ а иконный лик обращается к нам‚ "приносит весть"‚ дефокусирует наше зрение‚ лишая его насильственной точности и быстроты, ауратизирует зрелищную поверхность‚ освобождая ее от свойств механического отражения. Икона уже не зеркало‚ а рама‚ окно‚ получающее трансцендентный статус‚ "световой" и поэтому то‚ что в нем "отражается"‚ есть путь к тому‚ что не может быть отражено. Взгляд‚ созерцающий икону‚ — следует повторить‚ — восходит к бесконечному‚ не задерживаясь в материально ощутимой плотности живописного образа: одухотворенный чистой эмоцией‚ религиозный‚ он получает качества светового луча. "Видение иконного образа — это видение без взгляда". "Естественно, что для того, кто‚ кто способен так видеть‚ кто осматривает каждую вещь отдельно и со всех сторон и кто пытается ее изобразить именно во множестве точек зрения на нее‚ то для него она закономерно утрачивает свою глубину‚ "уплощается" — одновременно разрастаясь в визуальном поле‚ я бы сказал даже‚ простирается. С другой стороны‚ изображение как целое было бы невозможно, если бы не было завершающей процедуры композиционного суммирования различных точек наблюдения (8). Здесь выручают иконографические ресурсы Интернета. Очень полезным оказывается каталог подписных и датифованных икон с надписями из коллекции Юрия Мануйлова (http://www.hot.ee/manuilov/)‚ посвященный их научной оценке. Страничка‚ содержащая лекцию монахини Иулиании "Православная икона" (http://www.mtu – net.ru/ikona/)‚ знакомит с жизнеописаниями знаменитых иконописцев (святым евангелистом Лукой‚ подвижником Киево – Печерского монастыря преподобным Алипием‚ преподобным Антонием Сийским‚ старцем иеросхимонахом Нилом и другими). Обширная литература по иконографии содержится в Библиотеке православного христианина (http://www://wco.ru/biblio/index.htm). Здесь можно найти "Иконопись Древнего Пскова ХIII – ХVI вв." А.Овчинникова и Н.Кишилова. "Новгородскую Иконопись" В.Н. Лазарева; "Живопись Древней Твери" М. Евсеевой‚ И.А. Кочеткова‚ В.Н. Сергеева; «Богословие иконы» И.К. Языковой, "Мысли об иконе" Инока Григория (Крута); "Православное учение о почитании святых икон" архиепископа Сергия Спасского; "Словарь – указатель имен и понятий по древнерусскому искусству" Е.В. Гладышевой и Л.В. Нерсесян; "Умозрение в красках"‚ "Два мира в Древнерусской иконописи", "Россия в ее иконе" Е.Н.Трубецкого‚ давно ставших библиографической редкостью. Все эти книги можно не только прочесть в окне броузера‚ но и сохранить на диске своего компьютера в виде zip – архивов с последующим использованием по мере необходимости. Очень удобно то‚ что книги оцифрованы не просто в качестве текстовых файлов‚ а организованы как полноценные электронные издания с использованием принципов гипертекста‚ мультимедиа и собственным навигационным аппаратом. Понимание не обязательно приводит к принятию‚ да такой специальной миссионерской задачи не ставилось в педагогическом процессе. Вместе с тем те элементы религиозного образования‚ которые органически входят в структуру учебного содержания, не могут не оказывать корректирующего воздействия на систему ценностных ориентаций. Показательна в связи с этим однозначно негативная реакция студентов на случайно обнаруженную работу «Электрическая икона конца XX века» (http://www.teterin.raid.ru/icon20/), которая демонстрировалась в ноябре – декабре 1999 года в рамках общероссийского фестиваля «Культурные герои 21 века», и где автор презентует самого себя через светильник с надписью БОГЪ, который можно включать и выключать по мере надобности. Даже то, что кто-то просто убедится в присутствии и активности православных ресурсов в Интернете (как чрезвычайно привлекательной для молодежи коммуникационной и информационной системы), значит уже немало. По расхожему мнению Интернет является «информационной свалкой». К сожалению, это мнение уже имеет под собой некоторые основания, и оно станет совершенно справедливым, если исключить из него детство, искусство, науку, религию. Тем более важна поддержка добра и противостояние злу везде, где бы оно ни искало своего осуществления, и недопустимо уклонение от такого противостояния, безответственно пораженческое стремление скрыться от него, утрачивая влияние на современность. «В своем стремлении овладеть силами мироздания человек, в страстной погоне за новыми открытиями, нередко забывает даже о собственном самосохранении... Только наука, обратившаяся к Богу, взыскующая истины, неразлучной с добром и красотой, способна будет вполне воспринять ту великую меру ответственности, с какою нужно подходить к каждому созданию Божию. "Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8:19 – 22). Приблизившись к сокровенным тайнам бытия, к предельным вопросам мироздания, нынешняя наука, как никогда прежде, нуждается в серьезном философском и богословском осмыслении своих открытий и исследований. Провозглашение независимости науки от традиционных христианских ценностей, в конечном итоге, равнозначно отрицанию науки» (9). То же самое можно было бы сказать о многих технологических приложениях современной науки и их освоении в поле христианских ценностей. Религиозность, как глобальная составляющая духа человека, может и должна присутствовать во всех ею проявлениях как необходимая сторона, в том числе и в сфере образования, причем, вовсе не обязательно конституируясь в четкие формальные структуры и формы. 1. Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к пользователям Интернета //http://www.wco. ru/biblio/ 2. Константин Гордеев. Православные в Интернете: форпост веры или заигрывание с Велиаром? //Православная беседа".№ 3, 1999 3. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. – М., 1994 4. Флоренский П.А. Обратная перспектива// У водорозделов мысли. – М. 1990 5. Лосев А.Ф. Диалектика мифа//Философия. Мифология. Культура. – М., 1991 6. Мень Александр. Таинство, слово и образ. Богослужение Восточной церкви. – Л., 1991 7. Эрос и физика «прозрачности». Материалы к философии П. Флоренского // http://gelman.ru/news/critics/r4.htm/ 8. Успенский Б. А. О семиотике иконы// Труды по знаковым системам. – Тарту, 1971 9. Игумен Иоанн (Экономцев). Православие и наука на пороге третьего тысячелетия. Доклад Председателя Отдела религиозного образования и катехизации на Восьмых Рождественских чтениях. – М., 2000


В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен www.akavita.by