Error: Incorrect password!
Рогнеда и Ефросиния из Полоцка — символы конца первого и начала второго тысячелетий в истории восточных славян
На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Церковные мастерские
Епархиальные организации
Иные организации
Приходские службы
Конференции / VI Международные Кирилло-Мефодиевские чтения. 2000 г.

Дубовский В.А.

Рогнеда и Ефросиния из Полоцка — символы конца первого и начала второго тысячелетий в истории восточных славян

Крещение Руси положило начало новой эпохе в истории восточно — славянских народов — эпохе интенсивного развития их духовного мира и общественных отношений [1]. Такой ход вещей был обусловлен как существенными различиями между старым (языческим) и новым (христианским) мировоззрениями и большой потенциальной энергией последнего‚ так и состоянием общества в то время. От глубокой древности до введения христианства главной и неоспоримой человеческой ценностью считалась физическая сила. В народе она всегда вызывала восхищение‚ ибо главным образом с ней были связаны представления о величии‚ героизме‚ благополучии [2]. На ранних этапах развития человеческого общества физическая сила действительно играла преимущественно положительную‚ созидательную роль: обеспечивала внутренний порядок‚ защиту от внешних врагов‚ добывание пищи‚ изготовление орудий труда и т.п. Однако‚ с ходом времени в связи с усилением роста численности племен‚ их экспансии вовне и учащением столкновений между ними использование физической силы становилось все более динамичным и масштабным‚ причем все более обнаруживалась ее разрушительная роль. Наконец‚ в конце первого тысячелетия н.э.‚ когда на восточнославянских землях начались процессы образования государств‚ наступил кризис физической силы — она исчерпала свои возможности как созидающее начало и оказалась не в состоянии в новых условиях организовать жизнь людей. На основе физической силы могли лишь возникать непрочные‚ неустойчивые государственные образования. Для того же‚ чтобы создать прочный стабильно развивающийся единый государственный организм‚ нужна была связующая сила иного рода‚ сила‚ которая могла бы‚ заняв доминирующее положение по отношению к физической силе‚ ограничить ее использование целесообразностью. Таковой по необходимости должна была стать сила разума. В этих условиях и появилось в духовном пространстве восточных славян христианское учение‚ давшее картину мира‚ в котором в качестве главных движущих сил выступали духовные силы‚ и система ценностей‚ основанная на духовной стороне жизни людей. Отличаясь глубиной содержания и выразительностью формы‚ новое учение явилось исключительно богатой средой для ума‚ для духовного развития человека. В свое время Ф.Скорина так говорил о Библии‚ несшей его: "Она‚ как река дивная‚ настолько мелка‚ что по ней агнец брести может‚ и настолько глубока‚ что слону плыть приxодится. В сей книге всей прирожденной мудрости начало и конец"[3]. Противопоставив психофизической стороне жизни людей духовно – интеллектуальную‚ христианское учение нашло отклик в душах людей‚ уставших от насилия и беспорядка. Расширив духовную свободу людей и открыв новые возможности в их деятельности‚ христианское мировоззрение создало предпосылки для интенсивного развития духовного мира и общественных отношений восточнославянских народов. Таким образом‚ смена эпох была‚ с одной стороны‚ подготовлена кризисом физической силы как высшей человеческой ценности‚ а с другой стороны‚ активирована совершенно новой системой ценностей‚ носившей исключительно духовный характер. Наиболее ярко характеры и различия эпох‚ связанных с концом первого и началом второго тысячелетий‚ иллюстрируются сравнением личностей знаменитых полочанок Рогнеды и Ефросинии и их судеб. Обе они принадлежали к одному и тому же роду полоцких князей‚ однако судьбы их были резко различны. Рогнеда (960-ые — 1000 гг.) уже в ранней молодости оказалась в центре событий‚ связанных с ожесточенной борьбой новгородского князя Владимира‚ полоцкого князя Рогволода (ее отца) и киевского князя Ярополка за свои политические интересы. В 980 г‚ Владимир‚ разбив дружину Рогволода‚ вошел в Полоцк и учинил расправу над его жителями. Много мужчин было убито‚ много женщин было вывезено победителями‚ город был разграблен и сожжен. Владимир убил всех родных Рогнеды‚ ее же взял себе в качестве одной из жен[4]. Так‚ ничем не сдерживаемая "физическая сила" разрушила ее надежды на счастливую жизнь‚ унизила и обрекла на страдания. В дальнейшем жизнь Рогнеды приобрела относительно стабильный характер. Она была самой знатной женой самого могущественного князя на восточнославянских землях. Ее дети считались главными наследниками великого князя киевского. Однако‚ в условиях полной зависимости от воли супруга‚ это была зыбкая‚ непрочная стабильность‚ и в 988 г‚ вновь в жизни Рогнеды наступил критический момент. Владимир принял решение ввести христианство на подвластных ему землях и взять в жены византийскую царевну Анну. Поскольку новая вера разрешала иметь только одну жену‚ он освободил наложниц‚ а женам предложил выйти замуж за своих приближенных. С новым унижением Рогнеда не смогла смириться‚ пыталась убить его‚ но цели своей не достигла. Это был переломный момент как в судьбе Рогнеды‚ так и в истории восточных славян. Рогнеда‚ сосланная под Минск и постриженная там в монахини‚ обрела выход из критического состояния‚ а в духовном пространстве восточных славян появился зародыш их культурного развития. Судьба Ефросинии (ок. 1110 — 1167гг.) также была определена уже в ранней молодости. Однако‚ у нее‚ в отличие от Рогнеды‚ был выбор своего жизненного пути. Склонная к духовной‚ интеллектуальной деятельности‚ юная княжна так сильно полюбила мир христианских идей‚ что‚ когда родители захотели отдать ее замуж за одного из соседних князей‚ она‚ не раздумывая‚ сделала свой выбор — тайно ушла в монастырь. Все старания родителей вернуть дочь были напрасны — она имела твердый характер и сложившиеся убеждения. По поводу своего решения она говорила так: "Что успели прежде нас бывшие роды наши? И женились‚ и выходили замуж‚ и княжили‚ но не обрели жизни вечной; житие их мимо прошло и слава их погибла‚ яко прах‚ и хуже паутины". "Все видимое мира сего красно и славно‚ но вскоре минует‚ яко сон‚ или цвет увядает; вечное же и невидимое в веках пребывает". В монастыре Ефросиния превосходила всех в посте‚ молитвах и ночных бдениях. В уединении она переписывала церковные книги‚ отдавала их в продажу‚ а вырученные за них деньги раздавала нищим. Через некоторое время Ефросиния основала женский и мужской монастыри. Подвижническая религиозная деятельность принесла славу Ефросинии и поставила ее в центр культурной жизни княжества. Она построила две церкви и руководила их украшением. Созданные и управляемые ею монастыри стали богатыми и процветающими центрами православия. На склоне лет Ефросиния отправилась в путешествие по святым местам Палестины‚ окончив свой жизненный путь в Иерусалиме[5]. На основании изложенных исторических фактов можно говорить о символическом характере образов Рогнеды и Ефросинии‚ в которых нашли свое отражение наиболее существенные черты процесса смены эпох в истории восточных славян на рубеже первого и второго тысячелетий. Жизненный путь Рогнеды чрезвычайно выразительно иллюстрирует критическое состояние общества в конце эпохи "всевластия" физической силы и момент появления в духовном пространстве восточных славян христианского учения. Жизненный путь Ефросинии‚ являясь как бы логическим продолжением жизненного пути Рогнеды‚ не менее выразительно иллюстрирует порыв общества в направлении духовного развития. Литература 1. М.М. Грынчык. Да пытання аб этнiчным субстраце старажытнага славянскага пiсьменства //"Кiрыла — Мяфодзiеўскiя навуковыя чытаннi (Мiнск‚ 23 мая 1997)" — Мн.: Бел.ун – т культуры‚ 1998. 2. С.Н. Плужников. Образ осилков в белорусских преданиях и сказках // Советская этнография‚ № 4, 1960 3. Францыск Скарына i яго час.– Мн.: Бел СЭ‚ 1988. 4. В.Чаропка. Iмя ў летапiсе.– Мн.: Полымя‚ 1994. 5. Повесть жития и преставления святой и блаженной и преподобной Еуфросинии.


В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен www.akavita.by